Аппарат JUICE встречается с Луной: прямая трансляция

Сегодня ночью миссия JUICE приступит к выполнению первого в истории двойного гравитационного маневра. Аппарат пролетит на расстоянии 700 км от Луны. Прямую трансляцию события будет вести ESA.

Двойной гравитационный маневр

Аппарат JUICE был запущен в апреле 2023 года. Основной целью его миссии являются три ледяных спутника Юпитера (Европа, Каллисто и Ганимед), под поверхностями которых скрываются огромные океаны жидкой воды. JUICE должен изучить эти луны и собрать данные, которые помогли бы ученым оценить жизнепригодность спутников.

Пролет Земли и Луны аппаратом JUICE в представлении художника. Источник: ESA

Но для этого JUICE сначала должен выйти на постоянную орбиту вокруг Юпитера. Это непростая задача. Поскольку мощности ракеты Ariane 5 было недостаточно, чтобы направить аппарат напрямую к цели, специалисты миссии решили воспользоваться гравитацией других планет. В ходе серии из нескольких маневров JUICE использует ее, чтобы тщательно скорректировать свою траекторию и обеспечить прибытие к Юпитеру с нужной скоростью для выхода на постоянную орбиту вокруг газового гиганта.

Первый из этих маневров начнется 19 августа 2024 года. Он будет двойным. JUICE пролетит на расстоянии 700 км от лунной поверхности. После этого аппарат направится к Земле. Он достигнет ее уже 20 августа. Дистанция минимального сближения с нашей планетой составит 6807 км. Космический аппарат пролетит прямо над Юго-Восточной Азией и Тихим океаном, и его можно увидеть в бинокль или телескоп.

Прямая трансляция пролета Луны

Пролет Луны будет транслировать ESA в прямом эфире — в Youtube, а также соцсети X. Трансляция начнется 20 августа в 00:30 по киевскому времени (23:30 по центральноевропейскому). Любой желающий сможет задать вопрос ESA, используя хэштег #askESA.

Во время пролета JUICE будет фотографировать Луну при помощи навигационных камер. Они способны делать черно-белые изображения в разрешении 1024 х 1024 пикселя. Необработанные  фотографии будут публиковаться в режиме реального времени.

Траектория пролета Луны аппаратом JUICE. Источник: ESA

По словам руководителей миссии, это является своеобразным экспериментом. С одной стороны, они надеются привлечь интерес к JUICE, и удачные снимки Луны вполне могут этому помочь. С другой же, инженеры используют эту возможность для тренировки.

Траектория пролета Зeмли аппаратом JUICE. Источник: ESA

Также важно отметить, в ходе пролета JUICE выполнит ряд измерений при помощи своих приборов. Это даст  ученым возможность проверить их работу и, при необходимости, откалибровать. Аппарат также сделает детальные изображения Земли и Луны при помощи своей основной камеры. Ожидается, что они будут опубликованы через несколько дней после завершения пролета.

По материалам ESA