«Анту» и Млечный путь

На этой впечатляющей фотографии, сделанной на вершине горы Серро Параналь, можно увидеть рассекающую небо яркую полосу Млечного Пути и два сооружения. Большее из них, расположенное в центре кадра, является одним из четырех основных 8,2-метровых «юнитов» Очень большого телескопа Европейской Южной обсерватории (VLT ESO). Его собственное название — «Анту», что в переводе с языка народа мапуче означает «Солнце».

Млечный путь и VLT. Источник: ESO/P. Horálek

Меньшее здание с округлым куполом — один из четырех 1,8-метровых вспомогательных телескопов VLT. Особенность этого сооружения заключается в том, что оно является мобильным. Четыре вспомогательных телескопа могут перемещаться при помощи рельсовой системы на одну из 30 фиксированных позиций, что дает возможность использовать их в режиме высокочувствительного интерферометра.

Помимо VLT и Млечного Пути, на снимок также попал Юпитер — его можно увидеть в левой части кадра. Зеленоватое свечение у горизонта можно принять за полярное сияние. Но на самом деле это другой феномен, называемый собственным свечением атмосферы. Оно возникает благодаря совокупности нескольких процессов, происходящих в верхних слоях газовой оболочки нашей планеты. Среди них, в частности, рекомбинация ионов, образовавшихся в процессе фотоионизации под воздействием излучения Солнца, люминесценция, вызываемая взаимодействием атмосферных газов с космическими лучами, а также хемилюминесценция, в основном связанная с процессами соединения атомов кислорода и азота. Собственное свечение атмосферы видно только в тех регионах, где небо достаточно темное и световое загрязнение не мешает его зарегистрировать.

Вечные рассветы и вечные закаты: James Webb изучил атмосферу экзопланеты в приливном захвате
Под поверхностью Луны нашли пещеру, где могли бы жить астронавты
Проблемные транзисторы: аппарат Europa Clipper может не выдержать радиации
Близкая к Земле экзопланета оказалась океаническим миром
Была ли такая жара при жизни Тараса Шевченко?
Ученые предлагают изменить определение планеты