Анатомия протопланетного диска: James Webb нашел молекулы углерода вокруг молодой звезды

Международная группа астрономов использовала космический телескоп James Webb (JWST) для изучения протопланетного диска вокруг маломассивной звезды. Ему удалось обнаружить большое количество соединений углерода, включая этан.

Протопланетный диск в представлении художника. Источник: NASA/JPL-Caltech

Планеты формируются из окружающих новорожденные звезды газопылевых дисков. При этом, в случаях с маломассивными светилами, вероятность формирования каменистых планет намного выше, чем газовых гигантов. На это указывают результаты наблюдений за красными карликами у которых, как правило, встречаются тела именно такого типа.

Раньше предполагалось, что химический состав каменистых планет в системах красных карликов похож на земной. Однако полученные JWST данные, позволяют предположить, что их протопланетные диски могут эволюционировать иначе чем диски вокруг более массивных звезд.

Астрономы пришли к такому выводу в ходе изучения новорожденного светила ISO-ChaI 147, чья масса составляет всего 0,11 от солнечной. Для них был задействован JWST. В ходе серии наблюдений он обнаружил, что газ в планетообразующей области звезды богат углеродом. Потенциально это может быть связано с тем, что углерод удаляется из твердого материала, из которого могут формироваться каменистые планеты, что может объяснить, почему Земля относительно бедна углеродом.

Молекулы, найденные телескопом James Webb в протопланетном диске звезды ISO-ChaI 147 . Источник: NASA, ESA, CSA, R. Crawford (STScI)

В общей сложности, JWST удалось идентифицировать 13 углеродсодержащих молекул, включая бензол, этилен, пропин и этан (последний еще никогда не находили за пределами Солнечной системы). По словам исследователей, эти результаты имеют большое значение для астрохимии. Состав протопланетного диска вокруг ISO-ChaI 147 кардинально отличается от состава дисков вокруг звезд солнечного типа, где преобладают кислородсодержащие молекулы, такие как углекислый газ и вода.

Ученые намереваются продолжить наблюдения и изучить более крупную выборку протопланетных дисков вокруг маломассивных звезд. Это позволит понять, насколько богатые углеродом диски распространены в Млечном Пути и лучше разобраться в идущих внутри них процессах.

По материалам ESA