ALMA сфотографировал космическую паутину

Наблюдения, выполненные на Атакамской Большой миллиметровой/субмиллиметровой антенной решетке (ALMA) помогли астрономам выявить тонкие структурные детали в области звездообразования 30 Золотой Рыбы, известной также как туманность Тарантул. На полученном  изображении запечатлены волокнистые газовые облака, позволяющие увидеть, как массивные звезды определяют очертания этой области.

Звездный роддом в окрестностях Млечного Пути

Туманность Тарантул, расположена в Большом Магеллановом облаке — галактике-спутнике нашего Млечного Пути, находящейся на расстоянии около 170 тысяч световых лет от Земли. Это одна из самых ярких и активных областей звездообразования в нашем окружении. В ее недрах находятся самые массивные светила, известные науке. Масса некоторых из них превышает 150 солнечных масс. Поэтому туманность Тарантул идеально подходит для изучения процессов гравитационного сжатия газовых облаков и звездообразования.

Инфракрасное изображение туманности Тарантул. Источник: ESO, M.-R. Cioni/VISTA Magellanic Cloud survey. Acknowledgment: Cambridge Astronomical Survey Unit

В то время как предыдущие исследования туманности Тарантул были в основном сосредоточены на ее центральных областях, астрономам хорошо известно, что звездообразованием охвачен весь ее объем. Чтобы лучше понять происходящие там процессы, ученые задействовали комплекс ALMA. С его помощью было измерено эмиссионное излучение облаков окиси углерода. Эти наблюдения позволили составить карту содержащихся в туманности гигантских холодных облаков газа, которые формируют новые звезды в процессе сжатия. Также исследователи выяснили, какие изменения происходят в этих облаках, когда молодые светила выделяют огромное количество энергии.

Внутри Туманности Тарантул

Опубликованное изображение демонстрирует данные ALMA, на которые наложены более ранние инфракрасные снимки той же области, сделанные Очень Большим телескопом (VLT) и Обзорным астрономическим телескопом видимого и инфракрасного диапазона (VISTA). На них видны яркие звезды и розоватые облака горячего газа. Составной снимок демонстрирует отчетливую паутинообразную структуру газовых облаков туманности Тарантул, которой она и обязана своим названием.

Комбинированное изображение туманности Тарантул (радио и инфракрасный диапазон). Источник: ESO, ALMA (ESO/NAOJ/NRAO)/Wong et al., ESO/M.-R. Cioni/VISTA Magellanic Cloud survey. Acknowledgment: Cambridge Astronomical Survey Unit

Данные ALMA добавляют в эту картину яркие красно-желтые прожилки: очень холодный и плотный сжимающийся газ, в котором через некоторое время сконденсируются новые звезды. Эти фрагменты могут быть остатками некогда более массивных облаков, которые были разорваны на части огромной энергией, освобождаемой молодыми и массивными звездами в ходе так называемого процесса ответной реакции.

Изображение туманности Тарантул в радиодиапазоне (данные ALMA). Источник: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO)/Wong et al.

Сначала астрономы считали, что газ в этих областях слишком разрежен и гравитационная конденсация в нем подавлена ответной турбулентностью, так что новые звезды в нем образовываться не могут. Но новые данные выявляют и гораздо более плотные волокна, в которых роль гравитации по-прежнему велика. Результаты наблюдений показывают, что даже в присутствии очень сильных ответных процессов гравитация имеет большое влияние и звездообразование будет продолжаться.

Результаты нового исследования позволяют подробно проследить действие гравитации в областях звездообразования туманности Тарантул. Но работа еще далека от завершения. По словам астрономов, они опубликовали снимок туманности, чтобы побудить других ученых продолжать эту работу.