ALMA «рассмотрел» кольцо холодного газа вокруг Стрельца А*

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Используя массив радиотелескопов ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array), астрономы сумели впервые пронаблюдать кольцо холодного газа в центре Млечного Пути. Оно окружает компактный радиоисточник Стрелец А*, расположенный на расстоянии 26 тыс. световых лет от Солнца.

По мнению астрономов, Стрелец А* представляет собой сверхмассивную черную дыру массой в 4,3 млн солнечных. К сожалению, изучение этого объекта серьезно осложняется газо-пылевыми облаками, полностью блокирующими излучение видимого диапазона. Поэтому астрономы используют телескопы, работающие в других частях электромагнитного спектра — в частности, в рентгеновском и радиодиапазоне. Благодаря этому мы знаем, что окружение Стрельца А* «переполнено» блуждающими звездами и пылью. Кроме того, оно содержит значительное количество межзвездного газа. Считается, что он окружает черную дыру, образуя огромный диск, протяженностью в несколько десятков световых лет.

Однако до недавнего времени астрономы имели возможность изучать лишь наиболее горячую часть этого диска, расположенную в непосредственной близости от Стрельца А*. Газ в этом регионе разогревается до температуры порядка 10 млн кельвинов и активно излучает в рентгеновском диапазоне. Оставшаяся же его часть «ускользала» от исследователей.

Изображение диска холодного газа вокруг Стрельца А*. Красным цветом показана часть, которая движется от Земли, синим – к Земле. Крестик отмечает положение Стрельца А*. Источник: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), E.M. Murchikova; NRAO/AUI/NSF, S. Dagnello

Ученые сумели решить эту проблему, использовав ALMA. Массив радиотелескопов уловил слабое радиоизлучение, испускаемое рекомбинирующими атомами водорода из более холодной части диска вокруг Стрельца А*. Это позволило создать его первое изображение. По данным астрономов, найденное газовое облако, расположено на расстоянии около 1000 а.е. от центральной черной дыры. Его масса составляет 10% массы Юпитера, а температура достигает 10 тыс. кельвинов.

По материалам  https://phys.org