ALMA обнаружил синильную кислоту в ядре кометы Виртанена

Новости астрономии, астрофизики и космологии

В декабре 2018 г. короткопериодическая комета Виртанена (46P/Wirtanen) прошла на расстоянии 11,6 млн км от Земли. За последние 15 лет лишь три «хвостатых звезды» подбирались к нам ближе. Астрономы воспользовались этой редкой возможностью, чтобы изучить комету во всех подробностях.

Среди обсерваторий, участвовавших в наблюдениях, был и массив радиотелескопов ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) в чилийской пустыне Атакама, специализирующийся на изучении холодных составляющих Вселенной. Часто предметом его исследований становятся молекулярные газы.

ALMA провел съемку кометы Виртанена в миллиметровом диапазоне. На изображениях проявилось компактное облако газа вокруг ядра, а также растянутая, диффузная и несколько ассиметричная пылевая структура. Дальнейший анализ полученных данных позволил ученым составить карту распределения молекул цианистого водорода (синильной кислоты HCN) в коме — газовой оболочке кометы. Именно они придают ей характерный изумрудный цвет. Также радиотелескопу удалось обнаружить другие, более сложные органические молекулы.

Изображение кометы Виртанена (46P/Wirtanen), полученное массивом радиотелескопов ALMA. Источник: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO); M. Cordiner, NASA/CUA

Для чего астрономам искать синильную кислоту в космосе? Эта простая трехатомная молекула образуется относительно легко и наблюдается в кометах, звездных атмосферах, а также межзвездных газово-пылевых облаках. Безусловно, это соединение является смертельно опасным ядом для многих организмов. Но в то же время оно могло сыграть существенную роль в зарождении жизни на Земле. Синильная кислота имеет высокую реакционную способность: она легко взаимодействует с окружающими химическими веществами, образуя новые молекулы, в том числе и те, без которых невозможна жизнь в привычных нам формах — такие, как аминокислоты.

Согласно одной из гипотез, занесенный кометами цианид водорода стал причиной дальнейшего синтеза органических соединений на нашей планете. Этот процесс создал ключевые предпосылки для появления жизни. Полученное с помощью ALMA изображение кометы Виртанена является еще одним подтверждением того, что «хвостатые звезды» действительно могли быть основным «поставщиком» этого вещества на молодую Землю.