Спасение в межзвездном пространстве: Voyager 1 возобновил передачу научных данных

NASA сообщила обнадеживающую новость о состоянии межзвездного зонда Voyager 1. Он возобновил передачу данных с двух своих научных инструментов.

Зонд Voyager в представлении художника. Источник: NASA/JPL-Caltech

Voyager 1 был запущен в 1977 году для изучения планет-гигантов Солнечной системы. Несмотря на то, что вскоре он отметит свой 47-й день рождения, аппарат все еще находится в строю, являясь самым удаленным от Земли объектом, сделанным руками человека.

В то же время солидный возраст Voyager 1 уже дает о себе знать. В ноябре 2023 года аппарат столкнулся с одним из самых серьезных кризисов за время своей долгой миссии. У Voyager 1 вышел из строя чип, в котором хранилась часть кода системы полетных данных (FDS). В результате вместо полезной информации он начал передавать на Землю бессмысленный набор единиц и нулей.

Инженерам NASA потребовалось пять месяцев, чтобы понять причину проблемы и выработать решение в виде переноса кода из вышедшего из строя участка в другие части FDS. Это позволило возобновить получение телеметрии с зонда.

Следующим шагом стало возобновление научной работы. 17 мая инженеры направили Voyager 1 команду, позволившую начать получать информацию с двух из четырех все еще функционирующих инструментов аппарата: приемника плазменных волн и магнитометра. В настоящее время специалисты миссии определяют шаги по повторной калибровке двух оставшихся инструментов (детектора космических лучей и прибора для измерения заряженных частиц низкой энергии). Ожидается, что это займет несколько недель. После этого Voyager 1 окончательно вернется в строй.

На сегодняшний день Voyager 1 находится на расстоянии свыше 24 млрд км от Земли. Вместе со своим «братом» Voyager 2 они являются единственными в истории космическими аппаратами, исследовавшими межзвездное пространство. По оценкам NASA, пара Voyager сможет передавать информацию на Землю примерно до 2027 года. После этого вырабатываемой их бортовыми радиоизотопными генераторами энергии станет недостаточно для продолжения работы.

Астрономы открыли четыре мининептуна