Звезды нашей галактики сформировались в два этапа

Изучая историю Млечного Пути, мы должны в первую очередь обратить свой взор на состаляющие его светила. Они наследуют химический состав газовых облаков, из которых сформировались. Спектральный анализ звезд позволяет проследить их происхождение и точнее определить возраст.

В окрестностях Солнца существуют две группы звезд с заметно отличающимся химическим составом. Первая богата такими элементами, как кислород, магний и кремний. Вторая содержит много железа. Наблюдения показывают, что этот феномен свойственен многим регионам Млечного Пути.

Изображение Млечного пути, созданное на основе данных Gaia. Источник: ESA/Gaia/DPAC

Чтобы объяснить такую дихотомию звездного населения нашей звездной системы, японский астроном Масафуми Ногучи создал модель ее эволюции, основаннную на теории «аккреции холодного потока», предполагающей, что в ходе своего формирования галактики вбирают в себя окружающий газ.

Модель Ногучи предполагает, что история Млечного Пути началась, когда в него устремились потоки холодного газа из окружающего межгалактического пространства, что привело к образованию множества короткоживующих сверхмассивных звезд. Их «выгорание» и последующий гравитационный коллапс (вспышки сверхновых типа II) обогатили газовые облака кислородом, магнием и кремнием. В результате, формирующееся первое поколение звезд Млечного Пути, получило свою уникальную «химическую подпись».

Примерно 7 млрд лет назад ударные волны от вспышек сверхновых нагрели галактический газ до столь высоких температур, что это почти на 2 млрд лет остановило поступающие в нашу Галактику холодные газовые потоки и, как следствие, временно прекратили все процессы звездообразования. Происходившие в этот период времени взрывы сверхновых, типа Ia, насытили межзвездное вещество Млечного Пути железом. Когда в нашу звездную систему вновь начали поступать потоки относительно холодного вещества, это дало старт формированию второго поколения богатых железом звезд. Одной из них стало наше Солнце.

По материалам https://www.sciencedaily.com