Астрономы раскрыли тайну «китайской» сверхновой 1181 года

За последнюю тысячу лет жители нашей планеты наблюдали пять вспышек сверхновых, произошедших в Млечном Пути. В последующем астрономам удалось идентифицировать остатки четырех из них. Недостающим звеном оставалась лишь сверхновая 1181 года, вспыхнувшая в районе созвездия Кассиопеи.

Туманность Pa 30 (IRAS 00500 + 6713). Источник: Astronomy & Astrophysics (2020). DOI: 10.1051/0004-6361/202039232

Сверхновая 1181 года наблюдалась китайскими и японскими астрономами. Согласно записям, ее видимая звездная величина была сопоставима с планетой Сатурн. Она наблюдалась на небе в течение шести месяцев, после чего исчезла. Уже в современную эпоху многие астрономы пытались найти остаток этой сверхновой. У них имелось несколько кандидатов, но ни один из них целиком не подходил под нужный профиль.

Однако, возможно, ученым все же удалось раскрыть эту загадку. В недавнем выпуске журнала The Astrophysical Journal Letters была опубликована статья международного коллектива исследователей, в которой говорится об открытии вероятного остатка сверхновой. Речь идет о туманности Pa 30, расположенной на расстоянии 10 тыс. световых лет от Солнца. Ее диаметр составляет 3 световых года, она расширяется со скоростью 1100 км/c. По словам исследователей, возраст этого объекта не превышает тысячи лет, а его положение соответствует району вспышки.

В центре Pa 30 расположена экзотическая звезда J005311. Ученые считают, что она образовалась в результате слияния двух белых карликов. Однако это слияние пошло по достаточно редкому сценарию: начавшаяся термоядерная реакция затронула лишь небольшую часть их вещества. В результате произошла менее мощная вспышка, чем обычно бывает при подобных событиях. Это может объяснить, почему сверхновая 1181 года была не такой яркой, как другие наблюдавшиеся сверхновые.

Также стоит отметить, что J005311 — весьма странный объект. Он является источником необычного рентгеновского излучения и характеризуется более высокой яркостью, нежели белые карлики. А в его химическом составе доминируют кислород и неон. По мнению исследователей, этой звезде не суждена долгая жизнь. Она является нестабильной и в течение ближайших десяти тысяч лет сколлапсирует. Это приведет к еще одной вспышке сверхновой и формированию нейтронной звезды.