Вращение небесной сферы

На этом новом снимке, сделанном фотографом Европейской Южной обсерватории (ESO), можно увидеть звездные треки над горой Ла Силья. Она находится в пустыне Атакама, ее вершина возвышается на 2400 м над уровнем морем.

Звездные треки над горой Ла-Силья. Источник: ESO/B. Tafreshi

Подобные треки образуются вследствие вращения Земли вокруг своей оси. Из-за него создается ощущения, что звезды совершают медленные круговые движения по небу. Для того, чтобы их сфотографировать, необходимы экспозиции продолжительностью в несколько часов.

Помимо звездных треков, на снимок также попало несколько астрономических инструментов. В центре можно увидеть шведский субмиллиметровый телескоп ESO (SEST). Он был установлен в 1987 г. и осуществлял наблюдения до начала нулевых. В 2003 г. телескоп был законсервирован, но его 15-метровая антенна по-прежнему возвышается над окрестностями Ла Силья.

Слева от SEST виден 3,6-метровый телескоп ESO, который, напротив, до сих пор работает с полной нагрузкой. На нем установлен знаменитый высокоточный спектрограф HARPS (High Accuracy Radial velocity Planet Searcher). Он используется для поиска экзопланет методом лучевых скоростей. Инструмент регистрирует мельчайшие колебания в движении звезд, вызываемые гравитационным воздействием их невидимых планетоподобных компаньонов.