Главная Новости Коричневый карлик вспыхнул ярче Солнца

Коричневый карлик вспыхнул ярче Солнца

Астрономия

Группа британских астрономов обнаружила коричневый карлик, который произвел вспышку, превосходящую по своей мощности вспышки на Солнце. Статья об открытии была опубликована в свежем выпуске журнала Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Вспышка на коричневом карлике L-класса в представлении художника. Источник: University of Warwick/Mark Garlick

3 августа 2017 г. исследователи из Уорикского университета зарегистрировали мощную вспышку. Ее источником оказался ранее неизвестный коричневый карлик, расположенный на расстоянии 248 световых лет от Солнца. Объект, получивший обозначение ULAS J224940.13-011236.9, относится к спектральному классу L2.5. Он находится на условной границе, разделяющей коричневые и маломассивные красные карлики, в недрах которых уже могут идти полноценные термоядерные реакции превращения водорода в гелий. Температура поверхности тела составляет около 1700°C, его радиус сопоставим с радиусом Юпитера.

Вспышка на ULAS J224940.13-011236.9 продолжалась 9,5 минут. Во время события светимость карлика увеличилась в 10 тыс. раз. Астрономы оценили энерговыделение вспышки в 80 млрд мегатонн в тротиловом эквивалента. Это на порядок больше, чем мощность т.н. события Кэррингтона — супершторма, произошедшего на Солнце в 1859 г. и считающегося мощнейшей солнечной вспышкой за всю историю наблюдений.

Диаграмма, показывающая изменения светимости коричневого карлика ULAS J224940.13-011236. во время вспышки. Источник: Jackman et al., 2019.

По мнению ученых, скорее всего, вспышка была вызвана флуктуациями магнитного поля коричневого карлика. Стоит отметить, что при обычных обстоятельствах астрономы не смогли бы обнаружить ULAS J224940.13-011236.9. Этот объект в основном излучает в инфракрасном диапазоне и большую часть времени слишком тускл, чтобы его можно было заметить при помощи имеющихся телескопов.