Фото дня: «звездный шар» M28

Новости астрономии, астрофизики и космологии Фото космоса

На представленной фотографии, сделанной телескопом Hubble, запечатлено шаровое звездное скопление M28. Оно расположено на расстоянии 18 тыс. световых лет от Солнца в созвездии Стрельца. В его состав входит несколько десятков тысяч звезд, тесно связанных гравитацией и совместно обращающихся вокруг центра Млечного Пути, подобно спутнику. По оценкам астрономов, возраст этого объекта составляет около 12 млрд лет.

Шаровое скопление M28. Источник: ESA/Hubble & NASA, J.E. Grindlay et al.

Скопление было открыто французским астрономом Шарлем Мессье в 1764 году. Позже он включил его в свой знаменитый каталог туманных объектов. По иронии судьбы, там M28 характеризовалась следующим образом: «круглая туманность, не содержащая звезд». К сожалению, возможности телескопов XVIII века не позволяли астрономам рассмотреть отдельные светила в составе таких образований. К тому же у ученых той эпохи все равно не было понимания истинной природы объектов дальнего космоса, они относили к туманностям и шаровые скопления, и остатки сверхновых, и галактики.

M28 содержит 18 переменных звезд типа RR Лиры. В 1987 году оно стало вторым шаровым скоплением, где был обнаружен миллисекундный пульсар. С тех пор астрономы нашли в этом скоплении еще 11 пульсаров.