В Австралии нашли самый большой ударный кратер

Ученые нашли свидетельства того, что вблизи австралийского городка Дениликвин погребен древний гигантский ударный кратер. Его диаметр достигает 520 км. Если это действительно так, то он является самым большим известным следом от космического столкновения на нашей планете.

Вульф-Крик — другой крупный ударный кратер в Австралии
Вульф-Крик — другой крупный ударный кратер в Австралии. Источник: Википедия

Спрятанное под поверхностью

Ученые нашли геофизические подтверждения того, что в южной Австралии расположен крупнейший на Земле ударный кратер, образовавшийся в результате столкновения с космическим телом. Статья об этом опубликована 20 августа 2022 года в журнале Tectonophysics.

Идею о том, что вблизи городка Дениликвин в местности, известной как Бассейн Мюррей, может скрываться древний кратер, высказали еще между 1995 и 2000 годами. Однако он был укрыт осадочными породами толщиной 4000 м и имел гигантские размеры, поэтому получить подтверждение этих предположений оказалось не так просто.

В новой публикации приводятся данные магнитометрических исследований, продолжавшихся с 2015 по 2020 год. Они обнаружили под землей несколько намагниченных концентрических кругов, диаметр самого большого из которых составляет 520 км. Круги пересечены многочисленными аномалиями, идущими от центра к краям.

По словам специалистов, такая намагниченность возникает под действием чрезвычайно высоких температур и давления во время столкновения с космическим телом. Это подтверждает, что Дениликвин — действительно ударный кратер. Удалось ученым отыскать и поднятие в его центре, которое является характерным признаком подобных образований на Луне и Марсе.

Самый большой ударный кратер на Земле

Несмотря на все это, ученые не спешат делать определенные выводы относительно найденной геологической формации. Окончательно подтвердить, что это — ударный кратер, могут только образцы пород, спрятанных под километрами наносов.

Підземні структури біля Деніліквін
Подземные структуры у городка Дениликвин. Источник: www.forbes.com

Исходя из их толщины, ученые предполагают, что кратер мог образоваться между 440 и 500 млн лет назад и, возможно, именно этот удар стал причиной массового вымирания в ордовикском периоде. Кроме того, Дениликвин действительно может оказаться самым крупным ударным кратером на нашей планете. Пока таким считается формация Вредефорт в Южной Африке, имеющая диаметр около 300 км. Еще один кратер, возможно, скрывается подо льдами Антарктиды. Его диаметр тоже может составлять около 500 км, однако что-то узнать о нем еще сложнее, чем о Дениликвине.

Всего на Земле известно около 200 ударных кратеров, однако распределение их крайне неравномерно. Несмотря на то, что возраст нашей планеты составляет 4,5 млрд лет, подавляющее большинство следов столкновения моложе 200 млн лет, а структуры размером менее 5 км вообще встречаются крайне редко. Причинами этого являются водно-ветровая эрозия и движение литосферных плит. И если первая ответственна преимущественно за то, что быстро стирает огромное количество малых кратеров, то второй способен уничтожить даже те, диаметр которых измеряется сотнями километров.

Именно поэтому ученые внимательно изучают древние кратоны — участки земной коры, в течение сотен миллионов лет избегавшие разрушения или смятия с образованием гор. Именно к ним относятся Скандинавия, Южная Африка и большая часть Австралии.

По материалам: www.forbes.com