Ученые исследуют газ и звезды в «местном пузыре»

Данные космического телескопа Gaia позволили ученым лучше понять расположение молодых звезд вокруг Солнца. Благодаря этому были уточнены границы «местного пузыря» — газового облака диаметром около 1000 световых лет. Вблизи его центра находится Солнце, а возле границ происходит активное звездообразование.

«Местный пузырь»
Карта «местного пузыря». Источник: CfA/Leah Hustak/Hubblesite

Gaia помог понять, как выглядит «местный пузырь»

Результаты наблюдений космического телескопа Gaia помогли уточнить положение в пространстве и векторы движения молодых звезд, находящихся в пределах сотен световых лет от нас. Эти светила родились несколько миллионов лет назад из межзвездного газа, который был частью облака под названием «местный пузырь». В центре этого «пузыря» находится Солнце.

Ученые достаточно давно исследуют «местный пузырь». Изучается и непосредственно рассеянный в космосе газ. Но делать это достаточно сложно. «Пузырь» имеет диаметр около 1000 световых лет и неправильную форму. Благодаря работе телескопа Gaia удалось составить 3D-карту молодых звезд. И уже на ее основе было создано изображения самого «пузыря».

Новое исследование очень важно. «Местный пузырь» когда-то родился в результате взрыва нескольких сверхновых, которые начали активно разгонять газ во все стороны. На границах газового пузыря начали возникать новые светила. По мнению ученых, значительная часть звезд не только в нашей Галактике, но и во всей Вселенной рождается именно в таких относительно небольших газовых облаках, как наш «местный пузырь».

Как Солнце оказалось в «местном пузыре»

Наше Солнце в «местном пузыре» не рождалось. Оно намного старше и самого газового пузыря, и образовавшихся из него звезд, и даже сверхновых, которые его породили. Миллионы лет назад как минимум 14 сверхновых с небольшими интервалами времени взорвались в этом районе Галактики. Их излучение начало раздувать газ во все стороны.

Солнце в это время находилось далеко за пределами новорожденного «пузыря». Однако движение нашей звезды по ее орбите вокруг галактического ядра и расширение самого «пузыря» привели к их встрече. Приблизительно 5 млн лет назад Солнце влетело в «местный пузырь». После этого его движение не замедлилось, и сейчас оно расположено почти у центра газового облака. В этом «пузыре» мы будем находиться не всегда. Как быстро ни расширялся бы газ, через миллионы лет Солнце навсегда оставит позади «местный пузырь», и он постепенно рассеется в окружающем пространстве.

Только самые интересные новости в нашем Telegram-канале!