Телескоп Gaia раскрыл тайну спутников Млечного Пути

Проанализировав данные, собранные космическим телескопом Gaia, международная команда исследователей пришла к неожиданному выводу. Большая часть соседних карликовых галактик появилась в окрестностях Млечного Пути гораздо позже, чем считалось ранее, и не является его спутниками.

Карликовые галактики в окрестностях Млечного Пути. Источник: ESA/Gaia/DPAC, CC BY-SA 3.0 IGO

На данный момент ученым известно порядка 40 карликовых галактик в окрестностях нашего звездного дома. Долгое время предполагалось, что они стали спутниками Млечного Пути как минимум несколько миллиардов лет назад. Однако Gaia опроверг это давно устоявшееся мнение. Вначале исследователи измерили орбитальные энергии и угловые (вращательные) моменты галактик. Далее они сравнили их с данными о скоростях гигантских звезд и шаровых скоплений, для которых  точно доказано, что они являются компаньонами нашей галактики. В результате выяснилось, что большинство изученных галактик движутся намного быстрее, чем считалось, и потому не могут быть спутниками Млечного Пути.

Открытие имеет ряд важных последствий. Соседство с Млечным Путем должно являться смертным приговором для небольших  галактик, ибо его мощная гравитация будет постепенно разрывать их на части. В качестве примера можно привести карликовую галактику в созвездии Стрельца, которая действительно является нашим спутником. В ходе многочисленных сближений она уже лишилась большей части своей вещества, а ее изначальные структуры подверглись разрушению.

Темная материя не нужна?

Чтобы суметь выдержать мощные приливные силы Млечного Пути, карликовые галактики должны были бы обладать большим количеством загадочной темной материи. Поэтому бытовало мнение, что она является их основным компонентом. Теперь же, когда мы знаем, что эти галактики появились в окрестностях Млечного Пути относительно недавно, присутствие такого количества темной материи уже не обязательно.

Изображение Млечного Пути, созданное на основе данных Gaia. Источник: ESA/Gaia/DPAC

Что касается будущего этих карликовых галактик, то, по словам исследователей, некоторые из них пролетят мимо, другие же могут быть захвачены гравитацией. Однако сейчас дать точный прогноз практически невозможно, ибо для этого нужно с очень высокой точностью определить массу Млечного Пути, что является весьма сложной задачей.

Это уже далеко не первое открытие Gaia, проливающее свет на историю нашей галактики и ее соседей. Ранее телескоп обнаружил следы произошедшего 8-10 млрд лет назад столкновения Млечного Пути с галактикой Gaia-Enceladus, которое сформировало современную структуру нашего звездного дома.