Последнее столкновение Млечного Пути с другой галактикой произошло совсем недавно

Новые данные от космического телескопа Gaia позволили ученым оценить, когда произошло последнее крупное столкновение Млечного Пути с другой галактикой. Оно привело к появлению многих странных групп звезд и, как теперь выясняется, произошло совсем недавно.

Столкновение Млечного Пути с другой галактикой
Столкновение Млечного Пути с другой галактикой. Источник: www.space.com

Слияние галактик

Уже давно известно, что галактики время от времени сталкиваются с себе подобными и сливаются в одно целое. В прошлом такие события переживал и Млечный Путь. Ученые смогли установить, что последнее из них произошло не так давно, как об этом думали до сих пор.

Новые данные были получены посредством космического телескопа Gaia. Этот инструмент используется преимущественно как астрометрический, то есть отслеживает точное положение и параметры движения сотен тысяч и миллионов звезд. Именно поэтому одна из научных задач, которая с его помощью выполняется, — поиск своеобразных морщин, ударных фронтов, выстраивающих группы звезд в одной линии.

Они являются результатом слияний с другими галактиками, которые прошли еще миллиарды лет назад. Особенно много их в гало — рассеянной сферической составляющей нашей звездной системы. Именно наблюдение за ней позволило ученым заключить, что последнее большое столкновение произошло от 8 до 11 млрд лет назад.

Это событие получило название Гайя-Соидж-Энцелад (ГСЭ), и считается, что именно оно является источником большей части морщин, находящихся в нашей галактике. При этом последние постепенно сглаживаются и их количество уменьшается.

Радиальное столкновение Девы

Однако Gaia продолжал свои исследования, и по обзору, завершенному в 2022 году, стало понятно, что морщин в нашей галактике слишком много для того, чтобы они образовались так давно. Поэтому ученые прибегли к новому анализу и пришли к выводу, что значительная их часть происходит от другого слияния, которое произошло недавно.

Оно насытило центральные регионы нашей Галактики молодыми горячими звездами. При этом спектроскопические исследования показывают, что они не являлись частью другой звездной системы, а образовались уже после встречи.

Именно она произошла около 2,7 млрд лет назад и получила от исследователей название Радиального слияния Девы. Случилось это тогда, когда Солнечная система и Земля уже существовали, а на последней развивалась жизнь, хотя и только одноклеточная.

Это означает, что значительная часть звезд Млечного Пути присоединилась к нему уже после того, как жизнь на Земле возникла и никаких ужасающих последствий это событие не вызвало. А значит, и слияние с Андромедой, которое должно произойти через несколько миллиардов лет, тоже ни к каким катастрофическим событиям не приведет.

Астрофотограф заснял серебристые облака над Украиной (видео)