Обнаружены следы мощной солнечной вспышки произошедшей в VII веке до н. э.

Новости астрономии, астрофизики и космологии

По сравнению с абсолютным большинством звезд Млечного Пути, Солнце является весьма стабильным светилом. И все же иногда оно производит вспышки и корональные выбросы массы. Они не представляют опасности для жизни на Земле. Но в то же время, самые мощные солнечные вспышки могут нанести ущерб современной инфраструктуре, в особенности, космической технике, системам электроснабжения и связи.

Фотография солнечной вспышки, произошедшей 31 августа 2012 года. Источник: NASA/SDO/AIA.

В поисках ответа на вопрос, какой силы могут достигать самые мощные солнечные вспышки и с какой периодичностью они происходят, ученые часто прибегают к помощи дендохронологии. Они ищут повышенное содержание углерода-14 в годичных кольцах старых деревьев. Данный изотоп формируется в результате взаимодействия космических лучей с земной атмосферой. Благодаря этому методу исследователям уже удалось идентифицировать несколько мощных солнечных вспышек, случившихся во времена средневековья. Теперь их список пополнился еще одним подобным событием.

В недавнем выпуске журнала Proceedings of the National Academy of Sciences была опубликована статья шведских ученых, посвященная обнаружению повышенной концентрации углерода-14 в годичных кольцах, сформировавшихся примерно 2680 лет назад. Чтобы убедиться в том, что источником изотопа является именно солнечная вспышка, а не другое космическое событие (например, близкая вспышка сверхновой), исследователи провели анализ ледяных кернов из Гренландии. Им удалось обнаружить повышенное содержание изотопов бериллия-10 и хлора-36 в слоях, соответствующих 660 г. до н. э.

Полученные, при анализе ледяных кернов, данные подтвердили гипотезу о мощной солнечной буре. Согласно расчетам, ее интенсивность в 10 раз превысила событие 1956 года, на данный момент являющееся самой мощной вспышкой на Солнце, напрямую измеренной научной аппаратурой. По словам исследователем, случись подобная буря сейчас, она могла бы иметь серьезные последствия для современного мира высоких технологий.

По материалам https://www.pnas.org