На Солнце произошла самая мощная вспышка этого цикла

В четверг, 3 октября, на Солнце произошла самая мощная за последние несколько лет вспышка. Она связана с группой пятен AR 3842, которая перед этим уже отметилась невероятной активностью, и оценивается как категория Х9.0.

Солнечная вспышка. Источник: eos.org

Самая мощная вспышка этого солнечного цикла

В четверг, 3 октября, в 15:18 по киевскому времени, на Солнце произошла вспышка класса Х9.0. Класс Х — это самые мощные события, которые происходят на поверхности нашего светила. Обычно астрономы их фиксируют по несколько в год во время максимумов активности магнитного поля нашей звезды.

Однако Х9.0 действительно редкое явление. Вспышка является самой мощной в этом цикле. До сих пор самым сильным в нем считалось событие класса X8.7, которое произошло 14 мая этого года. Нередко столь мощные взрывы сопровождаются отрывами части атмосферы Солнца, которые называются выбросами корональной массы.

Вся эта плазма, обвитая магнитным полем, со скоростью в сотни километров в час улетает от Солнца, и если встречает на своем пути Землю, то вызывает мощные магнитные бури. В этот раз начальная скорость выброса оценивается в 573 км/ч, и некоторая компонента направлена в сторону Земли. Пока сообщается только о рентгеновском излучении, достигшем нашей планеты и вызвавшем нарушение радиосвязи над Атлантикой и в прилегающих к ней регионах.

Заряженные частицы от новой вспышки
Область нарушения радиосвязи, вызванного взаимодействием рентгеновского излучения вспышки с ионосферой Земли. Источник: spaceweather.gov

Неспокойное пятно AR 3842

Источником сверхмощной вспышки стала группа пятен AR 3842. На этой неделе она уже отличилась активностью. 2 октября в том же районе возникла мощная вспышка, которая достигла категории X7.1. На тот момент она считалась второй по мощности в этом цикле, а теперь, соответственно, является третьей.

Однако, в целом такой ситуации удивляться не стоит. Текущий 25-й солнечный цикл оказался значительно динамичнее, чем предполагали ученые. В конце прошлого года максимум солнечной активности прогнозировался как раз на осень 2024 года. Так что вполне возможно, что и эта вспышка окажется в нем не рекордной.

По материалам x.com/NWSSWPC, x.com/_SpaceWeather