Крылатые корабли Америки: интересные факты о шаттлах

Говоря про 12 апреля, мы обычно вспоминаем исторический полет Юрия Гагарина. Но не стоит забывать, что в этот же самый день состоялось и другое, не менее знаменательное событие в истории освоения космоса — первый полет американского космического корабля многоразового использования Columbia. В этом материале мы расскажем про семь наиболее интересных фактов из истории программы Space Shuttle.

Шаттлы могли иметь другой облик

Разработка шаттлов началась в начале 1970-х после завершения программы Apollo. Целью конструкторов было создание многоразового космического корабля, который бы запускался в космос подобно ракете, а затем совершал посадку на аэродром как обычный самолет.

Один из ранних дизайнов шаттла. Источник: NASA

В ходе работы над проектом шаттлы несколько раз меняли свой облик. Изначально предполагалось, что система будет полностью многоразовой. Проектировщики хотели использовать для запуска шаттлов возвращаемую первую ступень, которая после отделения тоже бы садилась на аэродром как самолет.

К сожалению, эта концепция оказалась слишком сложной для реализации. Поэтому конструкторы приняли решение установить ракетные двигатели на сам шаттл, а для топлива использовать одноразовый внешний бак. Из-за последующих изменений проекта габариты и масса космического корабля заметно выросли и мощности силовых агрегатов оказалось недостаточно, чтобы самостоятельно отправить его в космос. Поэтому к системе пришлось добавить два боковых ускорителя.

Первые в истории многоразовые космические корабли

Шаттлы стали первыми в истории многоразовыми космическими кораблями. Длина челнока составляла 37,2 м, размах крыльев — 23,8 м, высота — 17,9 м, сухая масса — 78 тонн. Он был способен вывести на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку массой до 25 тонн и вернуть обратно на Землю груз массой до 14,4 тонны. В общей сложности было построено шесть крылатых кораблей: прототип, предназначавшийся для атмосферных тестов, и пять экземпляров, осуществлявших непосредственные полеты в космос.

Техническое устройство шаттла. Источник: NASA

Топливо для шаттла хранилось во внешнем топливном баке. Его высота составляла 46,9 м, диаметр — 8,4 м, масса (с учетом топлива) — 760 тонн. После отделения бак сгорал в земной атмосфере. На протяжении всей программы NASA активно работала над уменьшением его массы. Так, начиная с третьего полета, их перестали окрашивать белой краской, что позволило сэкономить 270 кг. В дальнейшем в конструкцию баков были внесены изменения, позволившие уменьшить их массу еще на несколько тонн.

Запуск шаттла Atlantis. Источник: NASA

Последним элементом системы являлась пара твердотопливных ускорителей. Их высота составляла 45,5 м, диаметр — 3,7 м, масса (с учетом топлива) — 570 тонн. После отделения они совершали спуск на парашютах в океан, после чего использовались повторно.

Прототип шаттла назвали в честь корабля из «Стартрека»

Атмосферный прототип шаттла был продемонстрирован публике в 1976 году. Изначально NASA хотела назвать его Constitution — в честь 200-летнего юбилея Декларации независимости США. Но благодаря организованной фанатами сериала «Стартрек» петиции он получил имя Enterprise — в честь космического корабля USS Enterprise NCC-1701, на котором путешествовали главные герои франшизы. Любопытно, что, согласно канону вселенной «Стартрек», шаттл Enterprise является его далеким предком.

Руководство NASA и звезды сериала «Стартрек» на фоне космического корабля Enterprise. Источник: NASA

Что касается остальных пяти шаттлов, то их назвали в честь морских кораблей. Columbia получила свое имя в честь парусника, на котором капитан Роберт Грей в мае 1792 года исследовал внутренние воды Британской Колумбии. Шаттлы Discovery и Endeavour назвали в честь кораблей из экспедиций Джеймса Кука. Challenger был назван именем морского судна, исследовавшего мировой океан в 1870-е годы. Atlantis — в честь океанографического судна, находившегося в эксплуатации с 1930 по 1966 год.

Первый полет шаттла не был приурочен к полету Гагарина

Вопреки популярному заблуждению, первый космический полет шаттла Columbia вовсе не был приурочен к двадцатой годовщине полета Гагарина. Изначально в NASA рассчитывали начать эксплуатацию шаттлов еще в 1979 году, но из-за многочисленных технических проблем эта дата неоднократно сдвигалась. Первая реальная попытка запуска состоялась 10 апреля (в тот день на мысе Канаверал присутствовал президент Рейган), но из-за ошибки в программном обеспечении его пришлось перенести еще на два дня. В итоге полет состоялся 12 апреля 1981 года.

Первый полет шаттла Columbia. Обратите внимание на белый цвет топливного бака. Источник: NASA

Эту миссию часто называют одной из самых опасных в истории. Дело в том, что шаттл Columbia совершал свой первый полет сразу с экипажем. Ввиду сложности конструкции крылатого корабля никто не мог дать гарантии, что все пройдет как запланировано. К счастью, полет прошел в штатном режиме, открыв новую страницу в истории космонавтики.

Шаттлы собрали МКС и спасли телескоп Hubble

За тридцать лет эксплуатации шаттлы вывели на орбиту множество грузов и поучаствовали в ряде сложных операций, многие из которых до сих пор остаются уникальными. Среди них — эксперименты по испытанию «космического мотоцикла» (установки для перемещения в открытом космосе), а также миссии по возврату на Землю неисправных спутников. Но все же два ключевых достижения программы — это сборка МКС и спасение телескопа Hubble.

МКС с пристыкованным к ней шаттлом Endeavour. Источник: NASA

Шаттлы приступили к сборке МКС в 1998 году и продолжали ее до своей «отставки» в 2011-м. В общей сложности они участвовали в 36 миссиях, целью которых являлась доставка на станцию различных компонентов. Основная часть ее модулей была выведена в космос именно «челноками». Без крылатых кораблей МКС никогда не смогла бы достичь таких внушительных размеров.

Миссия по ремонту телескопа Hubble. Источник: NASA

Что касается телескопа Hubble, то он был выведен на орбиту при помощи шаттла. В дальнейшем крылатые корабли еще пять раз навещали обсерваторию. В ходе этих миссий астронавты исправили печально известный дефект ее главного зеркала, а также неоднократно меняли ее инструменты на более совершенные и ремонтировали вышедшие из строя компоненты. Благодаря орбитальному обслуживанию телескоп все еще находится в строю и продолжает регулярно радовать нас новыми открытиями.

Шаттлы доставили свыше 300 человек на орбиту

За тридцать лет службы шаттлы установили ряд рекордов, многие из которых будут побиты еще не скоро. Крылатые корабли приняли участие в 135 космических миссиях. В их ходе на орбиту было доставлено 355 человек и 1593 тонны различных грузов. Еще 103 тонны было возвращено из космоса на Землю. Суммарно «челноки» провели на орбите 1330 дней, сделав 21 158 витков вокруг Земли.

Шаттл Endeavour на фоне «среза» земной атмосферы. Источник: NASA

Рекордсменом по количеству полетов стал шаттл Discovery, побывавший в космосе 39 раз. За ним расположились Atlantis (33 полета), Columbia (28 полетов), Endeavour (25 полетов) и Challenger (10 полетов).

К сожалению, два полета шаттлов завершились катастрофами. 28 января 1986 года из-за дефекта бокового ускорителя был потерян корабль Challenger. 1 января 2003 года во время входа в атмосферу произошло разрушение шаттла Columbia. Эти трагедии привели к гибели 14 астронавтов.

Шаттлы ушли на покой в 2011 году

21 июля 2011 года шаттл Atlantis совершил посадку на территории Космического центра имени Кеннеди. Это событие поставило точку в тридцатилетней истории крылатых кораблей.

Финальная посадка шаттла Atlantis 21 июля 2011 года. Источник: NASA/Bill Ingalls

NASA приняла решение прекратить эксплуатацию шаттлов по нескольким причинам. Одной из них были значительные расходы, требовавшиеся для поддержания их дальнейшей работы. Другой — последствия катастрофы Columbia, напомнившей о высоком риске полета на крылатых кораблях. Свою роль сыграло и банальное устаревание многих компонентов системы. В конце концов, шаттлы являлись продуктом технологий 1970-1980-х годов, многие из которых заметно устарели к концу нулевых.

Прощальный тур шаттла Endeavour по улицам Лос-Анджелеса. Источник: Alex Gallardo / AP

Все это привело к принятию решения о прекращении дальнейшей эксплуатации шаттлов. После закрытия программы им был организован «прощальный тур», в ходе которого их провезли по улицам крупнейших американских городов на пути к их вечным стоянкам. Затем Discovery занял место в экспозиции Смитсоновского института, Endeavour обрел дом в Калифорнийском научном центре в Лос-Анджелесе, а Atlantis был выставлен в Космическом центре имени Кеннеди. Что касается прототипа Enterprise, то его принял Морской и аэрокосмический музей в Нью-Йорке.