James Webb нашел полярные сияния на коричневом карлике

Космический телескоп James Webb позволил ученым как следует рассмотреть коричневый карлик W1935, находящийся на расстоянии 47 световых лет от нас, и установить, что на этой «недозвезде» бушуют полярные сияния. Их причиной может быть до сих пор не открытый спутник.

Полярные сияния на коричневом карлике
Полярные сияния на коричневом карлике. Источник: NASA, ESA, CSA, Leah Hustak

Коричневый карлик W1935

Используя новые наблюдения космического телескопа James Webb (JWST), астрономы обнаружили выбросы метана на коричневом карлике. Это достаточно неожиданная находка для такого холодного и изолированного мира.

Массивнее планет и легче звезд, коричневые карлики повсеместно встречаются в окрестностях Солнца. Их количество измеряется тысячами. В прошлом году старший научный сотрудник и старший менеджер по образованию Американского музея естествознания Джеки Фэрти возглавила группу исследователей, получившую время на телескопе James Webb для исследования 12 подобных объектов. Среди них был CWISEP J193518.59-154620.3 (или сокращенно W1935) — холодный коричневый карлик, который совместно открыли участники проекта Backyard Worlds: Planet 9, волонтер общественной науки Дэн Кейселден и команда NASA CatWISE.

W1935 — холодный коричневый карлик с температурой поверхности около 200° по Цельсию. Его масса доподлинно неизвестна, но, вероятно, она лежит в пределах от 6 до 35 масс Юпитера.

Особенности атмосферы коричневого карлика

Изучив ряд коричневых карликов, наблюдавшихся с помощью JWST, команда Фэрти заметила, что W1935 выглядел похоже, но с одним поразительным исключением: он излучал в линиях метана, чего никогда ранее не наблюдалось на таких объектах.

Компьютерное моделирование принесло еще один сюрприз: коричневый карлик, вероятно, имеет температурную инверсию — явление, при котором атмосфера становится теплее с увеличением высоты. Такое явление может легко случиться на планетах, обращающихся вокруг звезд, но W1935 является изолированным, без очевидного внешнего источника тепла.

Исследователям нужно было выяснить, откуда берется это дополнительное тепло в верхних слоях атмосферы. Для этого астрономы обратились к нашей Солнечной системе и изучили данные по Юпитеру и Сатурну, которые демонстрируют выбросы метана и имеют температурные инверсии. Вероятной причиной такой особенности планет-гигантов Солнечной системы являются полярные сияния, поэтому исследовательская группа предположила, что они обнаружили такое же явление на W1935.

Полярные сияния в Солнечной системе

Планетологи знают, что одним из главных факторов полярных сияний на Юпитере и Сатурне являются испускаемые Солнцем высокоэнергетические частицы, которые взаимодействуют с магнитными полями и атмосферами планет, нагревая их верхние слои. Это также является причиной полярных сияний, которые мы видим на Земле — обычно их называют северным или южным сиянием, поскольку они чаще всего видны вблизи полюсов. Но поскольку у W1935 нет «звезды-хозяина», солнечный ветер не может быть причиной этого явления.

Также возможна другая причина возникновения полярного сияния, знакомая ученым по Солнечной системе. И Юпитер, и Сатурн имеют активные спутники, которые время от времени выбрасывают вещество в космос, взаимодействуют с планетами и усиливают авроральный след на этих мирах. Спутник Юпитера Ио является наиболее вулканически активным из всех известных тел, извергая фонтаны лавы высотой в десятки километров, а спутник Сатурна Энцелад выбрасывает из своих гейзеров водяной пар, частично замерзающий, когда попадает в космос.

Нужно провести больше наблюдений, но исследователи предполагают, что одним из объяснений полярного сияния W1935 может быть активный, еще не открытый спутник.