HAARP: действительно ли эта система — климатическое оружие?

Комплекс научных приборов HAARP находится на Аляске. Он состоит из антенного поля, радаров и магнитометров, которые могут посылать энергию в ионосферу Земли и принимать оттуда сигналы. Конспирологи давно провозгласили его секретным климатическим оружием США. Однако на самом деле его назначение заключается совсем в другом.

Система HAARP на Аляске

«Климатическое оружие» и ионосфера Земли

«Секретное климатическое оружие HAARP» — именно такую формулировку можно встретить в многочисленных фантазиях конспирологов. Несмотря на то, что тему эту неоднократно объясняли ученые, многие до сих пор верят, что ураган, который поломал все деревья в районе, был следствием испытания секретного американского оружия с этим названием.

Убедить людей в том, что это — комплекс научных инструментов (пусть и действительно большой), почти невозможно. В конце концов, на Аляске, где расположен HAARP, мало кто бывал, и еще меньше людей видели его вживую. Не потому, что он какой-то особо секретный, а лишь потому, что он лежит далеко от туристических маршрутов.

Объяснение относительно HAARP стоит начать с ионосферы — слоя атмосферы на высотах от 60 до 600 км над Землей. Воздух здесь слишком разреженный для того, чтобы в нем могли передвигаться самолеты, однако достаточно плотный для активного взаимодействия с заряженными частицами. Именно здесь электроны и протоны, порожденные вспышками на Солнце, сталкиваются с молекулами атмосферных газов и вызывают появление полярных сияний.

Ионосфера Земли
Ионосфера Земли. Источник: scied.ucar.edu

Особенно ученых интересовал так называемый ионосферный слой D, находящийся на высоте от 60 до 90 км. Некоторые его части способны отражать электромагнитные волны определенной частоты таким образом, что они распространяются на значительное расстояние.

Правда, во время мощных магнитных бурь, вызванных вспышками на Солнце, весь этот механизм нарушается, и радиосвязь может исчезнуть вообще. До 90-х годов XX века представление о том, как все это происходит, было очень приблизительным.

Как работает HAARP

Именно для изучения всех этих вопросов в 1990 году начали реализовывать проект HAARP. Его название расшифровывается как «Программа высокочастотных активных авроральных исследований». Тогда эту программу действительно возглавляли исследовательские центры ВМФ и ВВС США. Военным хотелось получить надежную связь с подводными лодками, находящимися в сотнях километров от ближайшего ретранслятора, а для этого надо было понять, как меняются условия прохождения радиоволн в ионосфере.

При этом с самого начала в программе участвовало огромное количество гражданских научных учреждений. Ученые были заинтересованы в исследованиях едва ли не больше военных, а их результаты не были засекречены.

Антенное поле HAARP
Антенное поле HAARP. Источник: www.af.mil

Идея эксперимента HAARP была простой: нагреем ионосферу низкочастотными радиоволнами подобно тому, как это делает Солнце, и посмотрим, как это повлияет на распространение радиоволн. С этой целью создали главный элемент установки — антенное поле площадью 13 га. Каждый его элемент представляет собой фазированную антенную решетку, состоящую из двух скрещенных диполей. Антенны очень похожи на те, которые используются в украинском радиоинтерферометре «Уран», но больше: высота каждой достигает 22 м.

В течение нескольких лет количество антенн довели до 180. В отличие от многих радиотелескопов, устроенных подобным образом, антенное поле HAARP может не только принимать радиоволны как единое целое, но и излучать их узким пучком.

Мощность излучателя составляет 3,6 МВт, а работает он на частотах от 2,8 до 10 МГц. Этого достаточно, чтобы попытаться вызвать в ионосфере самые разнообразные эффекты. Для того чтобы исследовать их все, систему дополнили магнетометрами, высокочастотным и лазерным радарами и подключили весь комплекс к вычислительному центру.

Сооружение установки началось в 1993-м. Через несколько лет она заработала на полную мощность. Основные научные результаты были получены в начале 2000-х. К 2007 году военные получили свою систему связи, но еще несколько лет продолжали управлять проектом. Стоило это примерно 250 млн долларов.

Научные приборы
Научные приборы. Источник: Википедия

В 2013-м ВВС и ВМФ США окончательно потеряли интерес к HAARP и объявили о передаче его гражданским. В 2013–14 годах агентство по перспективным разработкам DARPA завершало на нем какие-то свои исследования, но уже в 2015-м весь комплекс передали Университету Аляски, и с тех пор земную ионосферу он нагревает значительно реже, потому что у ученых нет столько денег на электроэнергию.

Однако это не означает, что HAARP стоит без дела. Например, в 2022 году ученые провели серию экспериментов, облучая им Луну и Юпитер. В первом случае была доказана возможность его использования для наблюдений за околоземными астероидами. Во втором — изучения магнитосферы самой большой планеты Солнечной системы.

Может ли HAARP быть климатическим оружием?

Идея климатического оружия гораздо старше HAARP. Еще в 1960-е американцы придумали засеивать облака йодидом серебра, чтобы они мгновенно выпадали ливнем над позициями противника. Технология совсем не космическая, с тех пор ее неоднократно использовали, в том числе и в Украине, чтобы обеспечить солнечную погоду во время парадов. Потому что все опасные облака просто выпадают дождем или снегом далеко на поля.

Распыление йодида серебра
Распыление йодида серебра. Источник: static.bangkokpost.com

Использование технологий влияния на погоду военными практически этим и ограничивается, поэтому любители науки начали мечтать о том, как можно было бы управлять облаками, чем-то их облучая. На первый взгляд, идея абсолютно логичная, ведь даже самые мощные ураганы — лишь сочетание нагретого воздуха и влаги. Но над тем, как использовать ее, чтобы вызвать над территорией противника штормы и засухи, никто и не думал, поскольку понимал, что для этого понадобится энергия всех электростанций Земли. Однако ярые конспирологи с тех пор абсолютно уверены, что такие эксперименты по обе стороны от «железного занавеса» обязательно проводились.

Утверждение о том, что HAARP на самом деле является климатическим оружием, было впервые высказано еще в 1996 году. С тех пор и по сей день оно не прекращает гулять по страницам «желтой прессы», даже несмотря на то, что военные уже 10 лет как не используют этот объект.

За прошедшие годы о HAARP чего только не рассказывали журналисты, политики и даже ученые. Постепенно догадка о возможности воздействия на группу облаков выросла до размеров «может изменить климат на всей планете». Неоднократно высказывались мнения, что антенный массив может вызвать землетрясения. Россияне заявляли о смещении магнитных полюсов. И даже один из губернаторов Аляски как-то высказался, что установка может превратить атмосферу над штатом в гигантскую линзу, которая сфокусирует солнечный свет, вызвав пожары.

Как представляют работу HAARP конспирологи
Как представляют работу HAARP конспирологи. Источник: stirilebzi.ro

Опровержение всех этих абсурдных слухов базируется лишь на двух простых фактах. Первый — HAARP имеет слишком низкую мощность, чтобы натворить хоть что-то из того, что ему приписывают. 3,6 МВт — это меньше, чем даже у некоторых молний. Что уж говорить о солнечных вспышках, которые накрывают нашу планету регулярно, передавая атмосфере значительно больше энергии, чем эта скромная установка. Кстати, эксперименты на ней происходили исключительно ночью, потому что днем результат ее работы просто терялся в солнечном свете.

Второй факт заключается в том, что HAARP влияет на ионосферу, расположенную значительно выше того слоя, где движутся облака и происходит подавляющее большинство климатических процессов. И даже она поглощала далеко не все его излучение — большинство его терялось в космическом пространстве. Что уж говорить о каком-то влиянии на землетрясения, которые происходят в глубинах земной коры еще дальше от места облучения?

Подобные установки в других странах

Самое же смешное в конспирологических теориях относительно HAARP то, что это на самом деле не единственная подобная установка на Земле. Исследования ионосферы путем ее облучения начались еще до 1990-х. Например, ненамного меньшую мощность имеет «Сура», расположенная в россии. Ее построили еще в 1963 году в Нижегородской области. Она тоже представляет собой поле дипольных антенн размером 300×300 м. И назначение у нее то же — нагревать ионосферу радиоволнами. Неудивительно, что о ней тоже рассказывают, будто она является климатическим оружием, и прочие подобные глупости.

Комплекс «Сура»
Комплекс «Сура». Источник: alchetron.com

Кстати, в 1980-е на американских радиолюбителей наводил ужас другой источник радиосигнала под названием «русский дятел». О нем тоже рассказывали, что он — климатическое оружие. Однако им была вовсе не «Сура», а «Чернобыль-2», он же «Дуга». Сейчас любой может полюбоваться им в Чернобыльской зоне отчуждения и убедиться, что это — лишь чрезвычайно мощный загоризонтный радар.

Вообще ионосферных излучателей, пусть и не таких мощных, по всей планете немало. Еще два построены в Норвегии, два — в США, один — в Таджикистане. Есть подобная установка и в Украине. Находится она в Харьковской области вблизи от города Змиев и принадлежит Институту ионосферы НАН Украины и МОН Украины. В ее состав входят две круглых антенны. Одна является неподвижной и имеет диаметр 100 м. Вторая, 25-метровая, может вращаться.

Судьба всех подобных проектов по всему миру на самом деле довольно печальна. По сути, они являются уникальными научными установками, требующими для своей работы энергии, которой бы хватило для обеспечения небольшого города. А практической пользы от них почти никакой, ведь они буквально греют воздух. Поэтому неудивительно, что большую часть времени они стоят без дела и медленно разрушаются.