Где в Киеве посмотреть на звездное небо

Два года назад закончились те счастливые времена, когда астроном-любитель мог сесть в машину, погрузить в багажник телескоп, выехать за город и целую ночь наслаждаться сокровищами ночного неба. Теперь в нашу жизнь крепко вошло понятие «комендантский час», а к небесным явлениям добавились взрывы ракет и трассеры зенитных пулеметов. Но даже в таких условиях киевляне имеют возможность заниматься астрономией на любительском уровне — правда, не каждую ночь.

Современные требования к месту астрономических наблюдений включают в себя такую важную составляющую, как безопасность — именно поэтому большинство локаций севернее Киева, где еще не завершено разминирование после боевых действий, приходится исключить из рассмотрения. Впрочем, они лучше подходят для знакомства с северной частью неба, где никогда не появляются планеты, а кометы и астероиды залетают туда очень редко. Также ради безопасности астрономам приходится «жертвовать» темнотой и наблюдать где-то недалеко от города, в условиях умеренной искусственной засветки. Какие же места подходят для этого лучше всего?

Голосеевский лес и ГАО

80 лет назад в Голосеевском лесу, который тогда был пригородом Киева, началось строительство Главной астрономической обсерватории (ГАО) Академии наук УССР. Место выбрали по критериям низкого уровня искусственной засветки, а также достаточно большой высоты над уровнем моря (186 м) и долиной Днепра, что позволяло уменьшить влияние влажности с днепровской поймы. Открытие обсерватории состоялось в 1949 году. С тех пор на ней осуществляется активная научная и просветительская деятельность, создан Музей истории ГАО, издается украинский «Астрономический календарь». Главный инструмент обсерватории — 700-миллиметровый рефлектор АЗТ-2.

Главный корпус ГАО НАНУ. Источник: mao.kiev.ua

На самой обсерватории время от времени проводятся экскурсии с осмотром звездного неба на специально предназначенном для этого телескопе-рефракторе (о них можно узнать на сайте и при необходимости зарегистрироваться), но и территория вблизи Голосеевского леса вполне подходит для того, чтобы в вечернее время и в хорошую погоду выехать туда с собственными инструментами. К сожалению, городская засветка там все же довольно сильна. Так или иначе, на данный момент это наилучшая астрономическая локация вблизи Киева.

Улица Обсерваторная

Исторически первым астрономическим учреждением Киева стала обсерватория Киевского университета, открытая в 1845 году. В честь нее даже была названа улица Обсерваторная. Теперь она оказалась фактически в центре города со всеми вытекающими последствиями в виде безнадежно засвеченного неба. Впрочем, некоторые наблюдения на ней все же ведутся. До начала пандемии COVID-19 там также проводились экскурсии по предварительной записи; сейчас поднимается вопрос об их возобновлении.

Обсерватория КНУ с высоты птичьего полета. Левее центра изображения — административный корпус, справа — лабораторный, у левого края — купол 25-сантиметрового рефрактора (в данный момент для наблюдений не используется). Источник: wikipedia.org

Каждый четверг вечером (в зимний период — в 18:00, летом — позже) на обсерватории собираются члены Киевского клуба любителей астрономии «Астрополис». При наличии чистого неба они проводят наблюдения доступных небесных объектов с помощью 18-сантиметрового рефлектора. Чтобы к ним приобщиться, необходимо связаться с кем-то из членов клуба. Сделать это можно, например, через его сайт https://www.astroclub.kiev.ua/

Парк Славы

Во время редких небесных явлений, чаще всего связанных с Луной (лунные затмения, оккультации ярких звезд и планет), иногда организуются наблюдения на киевских холмах в окрестностях площади Славы. Сейчас они не бывают слишком многолюдными; чтобы на них попасть, нужно следить за календарем астрономических событий, и желательно быть подписанным в социальных сетях на какое-то тематическое сообщество — например, уже упомянутый «Астрополис». Большинство участников таких наблюдений берут с собой собственные инструменты. Обычно мероприятия планируются таким образом, чтобы к месту проведения можно было добраться городским транспортом, а потом так же оттуда уехать до начала комендантского часа.

Площадка в парке Славы, где обычно устанавливаются любительские телескопы. Источник: wikipedia.org

* * *

До 2016 года астрономические наблюдения для всех желающих проводились на базе Киевского планетария, но позже они прекратились по понятным причинам — городская засветка сделала невозможным увидеть там что-нибудь, кроме Луны и ярких планет, а высотная застройка в окрестностях заслонила большую часть неба. Немного другие проблемы возникают во время астрономических слетов на днепровских островах, набережных и левобережье Днепра. Эти местности расположены довольно низко и сильно «чувствуют» влияние речной влаги: по вечерам там нередко возникают нежелательные туманы, а в холодное время года телескопы буквально заливает росой, что совершенно не облегчает пользование ими. Хотя и в таких условиях астроэнтузиасты умудряются организовать совместные мероприятия — с соблюдением всех вынужденных ограничений, наложенных военным временем.

Ранее мы писали об основных астрономических событиях 2024 года.