Центр галактики NGC 5252 порождает удивительные ионизационные конусы

С помощью телескопа Chandra астрономы изучают соседнюю галактику с активным ядром. В ней они нашли необычные ионизационные конусы и исследовали, как менялась светимость центральной области в течение последних тысяч лет.

Изображение телескопа Chandra
Изображение телескопа Chandra. Источник: 10.48550/arxiv.2401.09172

Ионизационные конусы галактик

Соседняя линзовидная галактика NGC 5252 содержит чрезвычайно вытянутые конусы из ионизированного материала. Недавние наблюдения, проведенные международной группой астрономов, позволили изучить эти удивительные структуры и получить важную информацию об их свойствах.

Ионизационные конусы — это потоки ионизированного материала, исходящие из активных галактических ядер (AGN). Они достигают размеров в десятки тысяч световых лет и наблюдаются преимущественно в сейфертовских галактиках типа II. Изучение этих структур может помочь нам лучше понять взаимодействие между AGN и остальным материалом звездной системы.

Один из крупнейших ионизационных конусов в нашей части Вселенной расположен в галактике NGC 5252-a типа 1.9 Сейферта на расстоянии около 329 млн световых лет от нас. Предварительные наблюдения данных образований в NGC 5252 показали, что они простираются более чем на 130 000 световых лет в диаметре и состоят из нескольких дуг, ограниченных двойным конусом, окружающим ядро галактики.

Новые данные об ионизации ядер галактик

Недавно группа астрономов во главе с Чэнь Вангом из Сямэньского университета в Китае присмотрелась к этим конусам поближе, исследуя их в рентгеновских лучах. Для этого они использовали рентгеновскую обсерваторию NASA Chandra.

Наблюдения, проведенные командой Ванга, обнаружили внешнюю рентгеновскую дугу конусов, достигающую примерно 65 000 световых лет от ядра NGC 5252. В общем рентгеновские изображения показывают, что конусные структуры в основном следуют за направлением оптических ионизационных конусов в юго-восточном и северо-западном направлениях.

Данные Chandra позволяют предположить, что наблюдаемое удлиненное мягкое рентгеновское излучение обусловлено фотоионизацией, а источником конусов является активное галактическое ядро NGC 5252. Более того, было обнаружено, что с увеличением расстояния от него этот параметр остается постоянным или несколько уменьшается.

Наблюдения Chandra также показывают, что предполагаемая светимость ядра NGC 5252 ранее была намного выше, чем его текущая светимость. По оценкам астрономов, она могла уменьшиться примерно на 98% за последние 64 000 лет. Они предполагают, что причиной такого изменения яркости могло стать слияние галактики с каким-то незначительным объектом.