Что нужно знать о созвездиях

Звездное небо — не просто множество светлых точек на темном фоне. Весь небосвод разделен на участки — созвездия. Их названия и формы кажутся нам странными и загадочными. И практически о каждом из них можно поведать интересную историю. Но начать стоит с того, что такое созвездия и как они стали такими, какими мы знаем.

Созвездия на небе

Античные герои на небе

Когда люди смотрят на ночное небо, то звезды на нем формируют в их воображении разные фигуры. И в этих фигурах мы стараемся увидеть что-то знакомое: животных, людей, окружающие нас предметы. Когда-то так родилась идея созвездий. При этом каждый народ объединял звезды по-своему и видел в них что-то свое.

Но современная астрономия выросла из представлений о мире людей, живших на берегах Средиземного моря. Сначала это были древние египтяне и вавилоняне, затем эллины. А уж от них через римлян и арабов эти представления пришли к современной науке. Неудивительно, что названия звезд и созвездий включают в себя наслоение культа именно этих народов.

Герои мифа о Персее на небе
Герои мифа о Персее на небе. Источник: Wikipedia

Больше всего на небе именно древнегреческих героев. Там мы можем найти почти всех главных персонажей мифа о Персее: его самого, принцессу Андромеду, ее мать Кассиопею, царя Цефея, крылатого коня Пегаса и даже чудовище-Кита.

Хватит здесь и персонажей из мифов о герое Геркулеса — как собственно герое, так и его врагах: Гидре, Раке и Льве. Также многие созвездия посвящены людям (и не только), которых олимпийские боги при разных обстоятельствах «забрали на небо». Так, Большая Медведица и Малая Медведица — это любовница Зевса нимфа Каллисто и ее любимая собачка, которым пришлось скрываться в виде диких зверей. Водолей — это сразу несколько юношей из греческих легенд, хотя наиболее популяная версия, что на самом деле это Ганимед, который подносил богам вино.

Созвездие Гидры — одно из самых длинных на небе.
Созвездие Гидры — одно из самых длинных на небе. Источник: www.astronomytrek.com

Звездные каталоги, телескоп и южное небо

Первые описания звездного неба были именно описаниями созвездий как фигур. Однако со временем астрономы начали исследовать небосвод более основательно, перечисляя все видимые звезды и составляя их каталоги. И уже в одном из первых подобных документов — «Большом построении» Клавдия Птолемея, более известном по арабскому названию «Альмагест» — оказалось 1022 звезды.

Ни в 140 году н.э., ни спустя еще несколько столетий никто особо не задумывался над вопросом, к которому из созвездий относится каждая из позиций в этих каталогах. Только с появлением в Европе телескопа стало очевидно, что звезд гораздо больше, чем люди видели тысячелетиями, и всех их нужно как-то назвать или по крайней мере обозначить.

Логично выглядела идея отнести каждую из них к какой-либо из уже существующих звездных фигур. Но что делать, если объект на небе находится на одинаковом расстоянии от разных созвездий или, например, вдали от любого из греческих героев?

Карта звездного неба прошлых веков

А здесь еще и мореплаватели прибавили работы. Они достигли южных широт и увидели звезды, которые грекам и египтянам неизвестны. Эти звезды составляли неизведанные ранее фигуры на небе. Стало ясно, что с этим нужно что-то делать, но окончательное решение было найдено только в XX веке.

Новые и исторические созвездия

Первое, что сделали астрономы, это добавили созвездие там, где у Птолемея их не было, но еще оставались «неохваченные» звезды. Их названия обычно происходили от животных или предметов. Так на небе появились Ящерица, Муха, Хамелеон, Тукан и Феникс, а также Компас, Часы, Треугольник, Резец и Секстант. Особое положение заняло новое созвездие Южного Креста. Несмотря на то, что аналога Полярной звезды в Южном полушарии нет, именно эта группа звезд используется мореплавателями как указатель на юг.

Созвездие Южный Крест

Довольно интересна судьба созвездия Корабль Арго. Оно присутствовало в атласе Птолемея. Но со временем астрономам показалось, что оно слишком большое, поэтому его разделили на три части: Паруса, Корма и Киль. Также часть светил этого созвездия создала новое созвездие Компаса.

Но не все названия новых созвездий прижились. Несколько столетий астрономы соперничали в   придумывании все новых и новых фигур на небе. Там появлялись — но так и не закрепились — Антиной, Петух, Пчела, Река Тигр, Часовой Полюса, Малый Рак, Кошка, Воздушный Шар, Вольтова Батарея и даже Мечи Курфюрста Саксонского.

Последнее созвездие было попыткой немецкого астронома Готфрида Кирха ублажить своего покровителя Иоганна Георга III. Эта попытка могла бы выглядеть смешной, если бы не знать, что другому астроному Яну Гевелию такой фокус почти удался. Созвездие, известное сейчас как Щит, в оригинале называлось «Щит Яна Собеского». Усердный Гевелий назвал его в честь польского короля, который на тот момент правил и многими украинскими землями.

Созвездие Щит Собеского и Мечи Курфюрста Саксонского
Созвездие Щит Собеского и Мечи Курфюрста Саксонского. Источник: www.wikiwand.com

А дальше всех пошел в 1627 году немецкий астроном Юлиус Шиллер. Ему очень не нравилось, что созвездия на небе носят языческие названия, поэтому он предложил изменить их на христианские. Так, зодиак, например, должен стать двенадцатью апостолами. В XVII веке позиции церкви были еще достаточно сильными, но новшества практически никто из астрономов не поддержал.

88 созвездий

Страсти прекратили бурлить только в XX веке. Вторая Генеральная ассамблея Международного астрономического союза 1922 года приняла новую концепцию созвездия. С тех пор этим словом стала называться не фигура на небе, а его участок вместе со всеми находящимися на нем астрономическими объектами. Правда, споры о границах созвездий продолжались до 1937 года, но все равно на небосводе наконец-то установился порядок.

Современная небесная сфера разделена на 88 созвездий и на ней нет ни одной звезды, которая бы не относилась к какому-либо из них. Именно поэтому названия этих областей на самом деле не имеют никакого значения. По желанию, конечно, в них можно разглядеть все что угодно.

Созвездие я южного неба
Созвездие южного неба. Источник: Socratic.org

При этом следует помнить, что мы видим только часть небесной сферы во время ее вращения. Поэтому видимость созвездий за год зависит от широты места наблюдения. К примеру, на экваторе можно увидеть все созвездия. Но ни одно из них невозможно наблюдать в течение всего года. На полюсах — наоборот: одна небесная полусфера видима круглый год (правда, полгода на ней находится Солнце), а созвездия за ее пределами как будто не существуют.

Созвездия Украины

Украина в этом смысле занимает промежуточное положение. Северные приполярные созвездия у нас видны всегда, остальные северные и часть южных — только в определенные времена года. А значительная часть южных созвездий не видна вообще.

В частности, с территории Украины невозможно наблюдать Южный Крест. Также не поднимается над горизонтом созвездия Киля, в котором находится вторая по яркости звезда ночного неба — Канопус. Не видно у нас и ближайшей нашей соседки α Центавра.

Небо Украины

Зато большую часть года в Украине можно наблюдать первую по яркости звезду небесной сферы. Это α Большого Пса, известная под названием Сириус. Он настолько яркий, что в очень ясные дни, когда находится вдали от Солнца, его можно разглядеть на светлом небе невооруженным глазом.

Также многие созвездия имеют свои традиционные украинские названия. Так, Большая и Малая Медведицы называются у нас Большим и Малым Ковшами, Кассиопея — Бороной или Пасекой. Небольшое созвездие Дельфина также называется Колодцем, а созвездие Орла — Девушкой с ведрами.

Имеют названия и отдельные скопления звезд. К примеру, три звезды, образующие пояс Ориона, — Алнитак, Алнилам и Минтака — традиционно носят название Косари. Рассеянное звездное скопление Гиады в Тельце — это Чепиги, а Плеяды в этом же созвездии — Стожары.

Рассказывать о конкретных звездах и других небесных телах, входящих в каждое из созвездий, можно долго. Но всегда следует помнить, что они не представляют собой каких-либо пространственных групп. На самом деле, они могут находиться на огромных расстояниях друг от друга. Созвездие — это просто определенные направления на небе с точки зрения наземных наблюдателей. Однако ориентироваться на нем становится удобнее, указывая, в каком из них наблюдается определенный объект или явление. Профессиональные астрономы давно используют для поиска объектов наблюдений разные системы небесных координат.