Ближайшая сверхновая десятилетия сбросила массу перед взрывом

Исследование сверхновой SN 2023ixf, которая вспыхнула в текущем году в галактике «Вертушка», показывают, что красный гигант, породивший ее, перед взрывом выбросил в пространство массу, эквивалентную солнечной. Причину этого явления ученые не знают.

Сверхновая
Сверхновая. Источник: phys.org

Ближайшая к нам сверхновая

Ученые обнаружили удивительную вещь относительно того, что происходило с гигантской звездой перед ее взрывом как сверхновой SN 2023ixf. Это явление открыл в мае 2023 года японский астроном Коити Итигаки.

Вспышка произошла в одном из спиральных рукавов галактики М101, известной под названием «Вертушка». Несмотря на то, что эта звездная система расположена в 20 млн световых лет от нас, вспышка стала ближайшей и самой яркой в XXI веке.

Позже стало понятно, что эта сверхновая принадлежала к типу II. Ее породил массивный красный сверхгигант, что является достаточно типичным для такого рода событий. Однако новые исследования, опубликованные в The Astrophysical Journal Letters, добавляют к этому новые необычные подробности.

Потеря звездой массы

Мультиспектральные исследования, осуществленные с помощью 1,5-метрового телескопа Тиллингхаста, 1,2-метрового телескопа и MMT в обсерватории Фреда Лоуренса Уиппла, показали, что в самом начале вспышки прорыв фронта ударной волны задержался на несколько дней.

С точки зрения физики это было очень странное явление. Ученые, исследовавшие фотографии звезды, сделанные перед взрывом, нашли для него не менее странное объяснение. Примерно за год до этого сверхгигант потерял значительную часть своей массы, примерно равную солнечной. Причин этого ученые не знают, но предполагают, что это как-то связано с началом выгорания кремния в ядре, обозначающего последние стадии существования светила.

SN 2023ixf ставит под сомнение понимание астрономами эволюции массивных звезд и сверхновых, которыми они становятся. Хоть ученые и знают, что сверхновые с коллапсом ядра являются первичными источниками образования и эволюции тяжелых атомов, нейтронных звезд и черных дыр, им очень мало известно о времени, непосредственно предшествовующему взрывам сверхновых.

Ученые нашли нейтронные звезды на орбитах подобных Солнцу светил