Движение литосферных плит может быть вызвано влиянием Луны

Ученые из университета Сент-Луиса предположили, что движение тектонических плит на Земле может быть связано с действием сил тяжести со стороны Луны и Солнца. Колебательные движения центра масс системы Земля-Луна вызывают деформацию недр и коры планеты.

Возможно, Луна приводит к движению литосферных плит
Возможно, Луна приводит к движению литосферных плит. Источник: CC0 Public Domain

Что вызывает движения земной коры?

Луна не вращается вокруг центра Земли. Для этого она слишком тяжела и слишком близко находится к нашей планете. Вся система Земля-Луна вращается вокруг общего центра масс — барицентра. В новом исследовании, опубликованном Американским геологическим обществом, ученые предположили, что именно барицентр может являться основной причиной движения литосферных плит на нашей планете.

Барицентр находится внутри Земли на расстоянии примерно 4600 км от ее центра. Его позиция сама по себе оказывает существенное влияние на характер вращения нашей планеты. Но, кроме действия на Землю Луны, существует также гравитационное влияние Солнца на Землю и ее спутник. Он проявляется в периодической смене высоты орбиты Луны. Как следствие, барицентр внутри Земли тоже начинает смещаться. Это колебание может достигать 600 км.

По мнению авторов публикации, именно это колебание вызывает движение тектонических плит на поверхности Земли. На массивные раскаленные недра планеты это смещение влияет достаточно слабо. А вот тонкая и хрупкая кора от них активно трескается. Проверить эту теорию можно с помощью других пар небесных тел, где барицентр сильно смещен по отношению к середине главного тела. Лучший кандидат здесь — система Плутон-Харон. Радиус Плутона слишком мал, чтобы внутри него сохранилось тепло. А вот барицентр системы смещен по отношению к его центру даже сильнее, чем у Земли. Если на Плутоне есть движение литосферных плит, значит новое предположение верно.

Откуда появляется энергия движения литосферных плит?

Вопрос об источнике энергии движения литосферных плит вызывает в последнее время все больше дискуссий. Оценки притока тепла из ядра Земли становятся все более точными, и не все ученые уверены, что его достаточно для того, чтобы вызвать тектонические явления. Вместе с теорией радиоактивного распада в мантии Земли колебания барицентра действительно могут быть причинами движения плит литосферы.

В конце концов, в Солнечной системе есть одно тело, тектоническая активность на котором обусловлена ​​действием гравитационных сил. Речь идет о спутнике Юпитера Ио. Но там механизм несколько иной. Ио деформируют приливные силы. Его кора трескается и на поверхность выливается магма.