У близкого красного карлика найдена «суперземля»

Команда испанских астрономов объявила об открытии ранее неизвестной экзопланеты, обращающейся вокруг красного карлика GJ 740. Ее удалось найти в результате анализа данных, собранных в рамках проектов HADES и CARMENES. Их цель заключается в поиске планетоподобных спутников у красных карликов.

Суперземля в представлении художника. Источник: Mark Garlick

GJ 740 находится на расстоянии 36 световых лет от Солнца. Его масса оценивается в 0,58 солнечной, радиус — в 0,56 солнечного, а его светимость в 16 раз меньше, чем у нашей звезды. Возраст карлика составляет не менее нескольких миллиардов лет.

Данные о лучевой скорости звезды говорят о том, что вокруг нее обращается как минимум одна экзопланета, масса которой втрое превосходит земную. Поскольку это не транзитный объект, астрономы не могут определить его радиус. Однако имеются основания считать, что речь идет о каменистой суперземле.

Орбита экзопланеты проходит на очень небольшом расстоянии (0,029 а.е.) от центральной звезды, на один оборот ей требуется всего 2,3 дня. По оценкам ученых, равновесная температура ее дневной стороны составляет порядка 550°С, так что это не лучшее место для поисков жизни.

Изменение радиальной скорости GJ 740. Источник: Toledo-Padrón et al., 2021.

Стоит добавить, что астрономы также нашли признаки существования в этой системе более крупной экзопланеты, масса которой в сотню раз превышает земную, а период обращения составляет 9,3 года. Однако для подтверждения ее существования необходимы дополнительные наблюдения.

11 сентября в Арктике наблюдалось минимальное количество льда