Получено прямое изображение экзопланеты в системе β Живописца

Международной команде исследователей удалось получить прямое изображение экзпопланеты β Живописца c. Это первый случай, когда астрономы смогли сфотографировать объект, ранее обнаруженный при помощи метода радиальных скоростей.

Полученное VLT прямое изображение Бета Живописца с и общая схема системы. Источник: Axel Quetz / MPIA Graphics Department

Звезда β Живописца находится на расстоянии 63 световых лет от Солнца и значительно моложе него. Еще в 1980-х астрономы обнаружили окружающий ее массивный газово-пылевой диск. В 2008 г. в системе была найдена экзопланета, получившая обозначение β Живописца b. Ее орбита проходит на расстоянии около 9 а.е. от центрального светила, а температура поверхности оценивается в 1300°C. По сей день она остается одной из немногих экзопланет, открытых не при помощи косвенных методов, а непосредственно путем фотографирования.

Спустя 11 лет ученые отрапортовали о наличии в системе второй экзопланеты, получившей обозначение β Живописца с. Она тоже является газовым гигантом. Ее орбита проходит на расстоянии 2,7 а.е. от звезды, на один оборот ей требуется 3,3 года.

В отличие от своей «соседки», β Живописца с была найдена не «напрямую», а по колебаниям радиальной скорости родительской звезды. Команда исследователей задалась целью получить прямое изображение этого объекта. Для этого они воспользовались приемниками SPHERE и GRAVITY, установленными на телескопах комплекса VLT ESO. В ходе наблюдений ученым действительно удалось выделить световой поток от экзопланеты, тем самым подтвердив ее существование.

Планеты системы Бета Живописца в представлении художника. Источник: P Rubini / AM Lagrange

Помимо исторической важности, открытие также позволило уточнить характеристики экзопланеты. Оказалось, что она в 7,8 раз тяжелее Юпитера. Вдобавок данные наблюдений помогли полностью исключить присутствие в системе других объектов с массами свыше 2,5 юпитерианских, находящихся в пределах 3 а.е. от звезды, и с массами свыше 3,5 юпитерианских на расстояниях от 3 до 7,5 а.е. от звезды.

Ученые нашли нейтронные звезды на орбитах подобных Солнцу светил