1,5 млрд объектов: опубликована самая подробная инфракрасная карта Млечного Пути

Сотрудники Европейской Южной обсерватории (ESO) опубликовали самую детальную в истории инфракрасную карту Млечного Пути. Она содержит более 1,5 млрд объектов.

Коллаж, демонстрирующий различные фрагменты новой инфракрасной карты Млечного Пути, созданной телескопом VISTA. Источник: ESO/VVVX survey

Рекордная карта была получена при помощи 4,1-метрового обзорного телескопа VISTA. Он оснащен трехтонной камерой с 16 инфракрасными детекторами высокой чувствительности. Благодаря ей, телескоп может проникать сквозь пронизывающие нашу галактику пыль и газ, и фиксировать излучение из самых скрытых мест Млечного Пути.

Работа по созданию карты началась в 2010 году и продолжалась до 2023 года. В общей сложности, VISTA потратил на наблюдения 420 ночей. За это время телескоп охватил область неба, эквивалентную 8600 полным лунам и сделал 200 тысяч снимков. Общий объем собранных данных составил 500 терабайт. На карте содержится информация о более чем 1,5 млрд объектов. Это в десять раз больше, чем на предыдущей инфракрасной карте Млечного пути, которая была опубликована той же командой в 2012 году.

Туманность Омега, сфотографированная телескопом VISTA. Это регион активного звездообразования, расположенный на расстоянии 5500 световых лет от Земли. Источник: ESO/VVVX survey

Новая карта содержит сведения о новорожденных звездах (они часто находятся в пылевых коконах, из-за чего их нельзя увидеть в обычные телескопы) и шаровых скоплениях — плотных группах, состоящих из самых старых звезд Млечного Пути. VISTA также запечатлел очень холодные объекты, которые преимущественно излучают в ближнем инфракрасном диапазоне. Это коричневые карлики и свободнолетящие планеты, которые не вращаются вокруг какой-либо конкретной звезды.

Полученное телескоп VISTA инфракрасное изображение шарового скопления Messier 22. Источник: ESO/VVVX survey

Кроме того, в ходе многократных наблюдений одних и тех же участков неба команда ученых смогла не только определить местоположение небесных тел, но и проследить, как они движутся и меняется ли их яркость. Далее астрономы использовали переменные звезды в качестве космической линейки для определения расстояний. Это позволило получить точные 3D-изображения внутренних областей Млечного Пути, которые раньше были скрыты пылью.

Исследователи также отследили гиперскоростные звезды. Так называют быстро движущиеся звезды, которые, как правило, вылетают из центральной области Млечного Пути после сближения со скрывающейся там сверхмассивной черной дырой Стрелец А*.

Эмиссионная туманность NGC 6357, сфотографированная телескопом VISTA. Источник: ESO/VVV Survey/D. Minniti. Acknowledgement: Ignacio Toledo

Небесные обзоры, на основании которых была составлена новая карта, уже привели к публикации свыше 300 научных статей. И это число будет расти. Полный анализ всех собранных данных займет не одно десятилетие. Тем временем астрономы уже готовятся к созданию еще более детальной карты. Оно станет возможным после запланированного на 2025 год «апгрейда» VISTA и Очень Большого телескопа ESО.

Ранее мы рассказывали о том, как межзвездные облака могли вызывать ледниковый период на Земле.

По материалам ESO