Размером с Венеру: телескоп TESS нашел близкую потенциально обитаемую экзопланету

Международная команда исследователей объявила об обнаружении новой экзопланеты. По своим физическим характеристикам она напоминает Венеру.

Открытие было сделано при помощи телескопа TESS. Он отслеживает регулярные колебания яркости звезд, которые могут быть вызваны транзитами обращающихся вокруг них экзопланет.

Проанализировав данные TESS, астрономы обратили внимание на звезду Gliese 12. Это  холодный красный карлик, расположенный почти в 40 световых годах от нас по направлению к созвездию Рыб. Размер светила составляет 27% от размера Солнца, а температура поверхности — около 60% от солнечной. Каждые 12,8 дня ее яркость уменьшается, что свидетельствует о наличии у звезды компаньона.

Открытая экзопланета получила обозначение Gliese 12 b. Ее орбита проходит на расстоянии в 10,5 млн км от красного карлика. Это 7% от расстояния между Землей и Солнцем. Gliese 12 b меньше Земли и по размерам сопоставима с Венерой. Другое сходство заключается в количестве получаемой энергии. Экзопланета получает от своей звезды в 1,6 раза больше энергии, чем Земля от Солнца, и примерно 85% от того, что достается Венере. Если предположить, что у Gliese 12 b нет атмосферы, то температура поверхности составляет примерно 42°C.

Конечно, если у Gliese 12 b есть атмосфера, температура ее поверхности будет выше, что является неблагоприятным фактором для развития жизни (по крайней мере, напоминающей земную). Однако надо учитывать, что, скорее всего, экзопланета находится в приливном захвате. Это значит, что одно ее полушарие всегда освещено, в то время как другое — в тени. Они разделены промежуточной «сумеречной зоной», условия в которой куда больше напоминают земные и могут быть благоприятнее для жизни.

Астрономы считают, что изучение Gliese 12 b может ответить на ряд важных вопросов. Особенно их интересует наличие у нее атмосферы. Красные карлики это, как правило, весьма активные звезды, которые часто производят мощные вспышки. Многие исследователи считают, что со временем они могут полностью сдуть атмосферу близких экзопланет.

Однако проведенные учеными анализы показывают, что Gliese 12 не демонстрирует никаких признаков экстремального поведения. Поэтому эта система является отличной целью для углубленного изучения при помощи телескопа James Webb. Данные о том, есть у Gliese 12 b атмосфера или нет, станут огромным шагом на пути к углублению понимания того, насколько жизнепригодны системы красных карликов, и сыграют важную роль в общей оценке обитаемости нашей галактики.

Ранее мы рассказывали о том, как James Webb сумел впервые изучить внутреннее строение экзопланеты.

Илон Маск переносит свою штаб-квартиру из-за «гендерного» закона