NASA обнаружила новый кратер под ледяным щитом Гренландии

Новости астрономии, астрофизики и космологии

В ноябре прошлого года международная команда ученых объявила об обнаружении крупного  кратера, расположенного под ледником Гайавата на севере Гренландии. Диаметр ударной формации составляет 31 км, глубина — 300 м. Она погребена под километровым слоем льда.

Открытие вызвало большой интерес в научной среде. Структуры кратера очень хорошо сохранились, что свидетельствует о его геологической молодости. По мнению исследователей, возраст ударной формации не превышает 3 млн лет, а возможно, она значительно моложе и связана с резким изменением климата Земли, случившимся в эпоху позднего Дриаса 13 тыс. лет назад.

После обнаружения кратера Гайавата команда исследователей из NASA решила провести дополнительное изучение топографических карт Гренландии на предмет поиска следов других ударных формаций, которые могут быть погребены под ее ледниковым щитом. Результат не заставил себя долго ждать. Проанализировав данные о состоянии ледяного покрова острова, собранные в рамках программы Operation IceBridge, а также результаты спутниковых наблюдений, ученые обнаружили еще одну структуру, очень напоминающую ударный кратер. Она расположена на расстоянии всего 183 км от кратера Гайавата и имеет диаметр 36 км. В случае подтверждения импактного происхождения она займет 22-е место в списке крупнейших ударных кратеров Земли.

По словам исследователей, все имеющиеся у них данные говорят о том, что они обнаружили именно ударный кратер. Подо льдом Гренландии находится углубление в форме чаши, окруженное приподнятым валом и имеющее характерное возвышение в центре. В этой области присутствует отрицательная гравитационная аномалия, что также характерно для метеоритных кратеров.

Согласно альтернативной версии, в данном случае ученые имеют дело с разрушенной вулканической кальдерой. Однако все известные очаги эндогенной активности в Гренландии расположены на расстоянии нескольких сотен километров от этого места. Кроме того, бывший вулкан обладал бы явно выраженной положительной магнитной аномалией.

Падения астероида на Гренландию в представлении художника. Источник: Natural History Museum of Denmark, Cryospheric Sciences Lab, NASA/GSFC

Открытие поставило закономерный вопрос о том, связаны ли соседние гренландские кратеры между собой. По мнению ученых, скорее всего, они образовались в разные эпохи. Лед над второй ударной формацией намного старше, чем над кратером Гайавата, да и в целом она намного сильнее эродирована. Это говорит о ее большем возрасте. По предварительным оценкам, второй кратер появился где-то в промежутке между 100 тыс. и 100 млн лет назад.

В принципе, теоретически кратеры все же могли образоваться в результате падений фрагментов одного астероида при условии, что они упали в областях Гренландии, существенно отличавшихся толщиной ледяного покрова. Но все же исследователи склоняются к тому, что речь идет о двух разных импакторах, ударивших в один и тот же регион Земли в разное время.

Подобное совпадение не является чем-то невероятным. Поверхности других небесных тел демонстрируют многочисленные свидетельства соседства крупных кратеров друг с другом. Подобное встречается и на Земле. В качестве примера можно привести кратеры Маникуган и Клируотер. Обе формации расположены в Квебеке на расстоянии около 600 км, но при этом они образовались с разницей в 90 млн лет.