«Последний свет» обсерватории Kepler

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Телескоп Kepler вошел в историю как самый успешный «охотник за экзопланетами». За 10 без малого лет работы он пронаблюдал свыше полумиллиона звезд. Анализ изменений их блеска позволил подтвердить существование почти трех тысяч экзопланет. Еще несколько тысяч пока числятся в списке кандидатов.

К сожалению, никакая техника не может работать вечно. Ко второй половине прошлого года Kepler исчерпал все запасы гидразина — топлива для бортовых двигателей, использовавшихся для периодических коррекций положения обсерватории в пространстве. Это сделало невозможным продолжение научных наблюдений. В результате 30 октября 2018 г. NASA объявила о прекращении работы аппарата.

Последнее изображение телескопа Kepler. Источник: NASA/Ames Research Center

Недавно сотрудники группы сопровождения миссии опубликовали «последний свет» телескопа — финальное изображение, полученное им 25 сентября 2018 г., перед самым завершением работы. На снимке запечатлен участок неба в направлении созвездия Водолея. Отсутствующие квадраты — результат повреждений ПЗС-матриц фотометра телескопа, вызванных главным образом воздействием радиации и заряженных частиц.

Анимация изменения яркости звезды TRAPPIST-1. Источник:: NASA/Ames Research Center

На последнее изображение попало несколько звезд, ставших известными благодаря работе телескопа Kepler. Среди них, например, TRAPPIST-1 — красный карлик, вокруг которого обращается семь каменистых экзопланет. Орбиты трех из них проходят в зоне обитаемости. Другой интересный пример — GJ 9827. Эта система состоит из оранжевого карлика, вокруг которого обращается три супер-Земли. Одна из них отличается очень высокой плотностью, еще одна демонстрирует наличие в своем составе летучих веществ. Также на фото присутствует звезда K2-138, обладающая семейством из шести экзопланет.

Анимация изменений яркости звезды GJ 9827. Источник: NASA/Ames Research Center

Помимо финального изображения телескопа Kepler, сотрудники миссии также опубликовали анимации изменений видимой яркости всех вышеперечисленных звезд.