Ученые предложили альтернативу девятой планете

Новости астрономии, астрофизики и космологии

В 2016 г. в издании The Astronomical Journal была опубликована знаменитая статья за авторством Константина Батыгина и Майка Брауна. В ней была выдвинута гипотеза о том, что на дальних рубежах Солнечной системы должно существовать еще не открытое тело (девятая планета), по массе примерно в 10 раз превосходящее Землю. По мнению авторов статьи, лишь влияние ее гравитации может объяснить необычные орбиты ряда удаленных транснептуновых объектов (ТНО).

Девятая планета в представлении художника. Источник: wikipedia.org

Публикация вызвала значительный резонанс в научном сообществе. После выхода статьи многие астрономы всерьез взялись за поиски «девятой планеты». Расчеты показывают, что она движется по вытянутой орбите на значительном удалении от Солнца, никогда не подходя к нему ближе, чем на 200 а.е. Даже самым мощным современным телескопам должно быть крайне непросто найти подобный объект. Так что, если девятая планета и существует, ее поиски могут занять много лет.

Тем не менее, далеко не все ученые согласились с выкладками Батыгина и Брауна. Недавно в The Astronomical Journal была опубликована статья, написанная коллективом астрономов из Великобритании и США. Ее авторы предложили иное объяснение аномальных орбит некоторых ТНО. Оно заключается в наличии на дальних рубежах Солнечной системы массивного пояса, состоящего из небольших ледяных тел, суммарная масса которых превышает массу Земли в 10 раз. Подобное образование оказывало бы такое же гравитационное воздействие на орбиты удаленных ТНО, как и гипотетическая «девятая планета».

Проблема новой гипотезы состоит в том, что масса такого пояса должна в сотню раз превосходить суммарную массу всех объектов пояса Койпера. Пока у астрономов нет прямых доказательств, подтверждающих возможность существования столь крупного образования в этом регионе. В то же время, по словам авторов статьи, современные модели формирования Солнечной системы, а также результаты наблюдения других звездных систем не противоречат подобной возможности.

Пояс Койпера в представлении художника.

Ученые также не исключают вероятности того, что обе гипотезы окажутся верны. На дальних рубежах Солнечной системы могут одновременно существовать как еще не открытая планета, так и достаточно массивный пояс из ледяных объектов.