Джет Стрельца А* может быть направлен в сторону Земли

В ядрах большинства известных нам галактик расположены сверхмассивные черные дыры. Млечный Путь не является исключением. В его центре расположен объект, масса которого в 4,3 млн раз превышает массу Солнца. Впервые его обнаружили благодаря мощному радиоизлучению и присвоили ему обозначение «Стрелец А*». Ученые практически не сомневаются, что он также является сверхмассивной черной дырой.

Сверхмассивная черная дыра в представлении художника. Источник: NASA

К сожалению, мы не можем увидеть этот загадочный объект в оптическом диапазоне. Центр Млечного Пути закрыт от нас облаками пыли, блокирующими весь видимый свет. Но в распоряжении астрономов имеются и другие диапазоны электромагнитного спектра — в частности, уже упомянутый радиодиапазон. Считается, что это излучение исходит от аккреционного диска, окружающего Стрелец А*. Часть его вещества поглощается черной дырой, а часть выбрасывается наружу в виде двух узких струй, называемых джетами.

Международная команда астрономов провела комплексное изучение источника Стрелец А* на частоте 86 ГГц с использованием глобальной сети из 13 радиотелескопов. Благодаря включению в нее массива антенн ALMA (Atacama Large Millimeter Array) исследователи сумели добиться существенного увеличения разрешающей способности.

Наблюдения показали, что основная часть радиоизлучения от Стрельца А* исходит из узкой области с симметричной морфологией размером в одну трехсотмиллионную долю градуса. Это указывает на то, что оно производится в диске, окружающем сверхмассивную черную дыру, а не в ее джетах. Однако такое явление сделало бы Стрелец А* уникальным объектом среди известных нам черных дыр. Поэтому астрономы считают, что, скорее всего, один из джетов объекта должен быть направлен в сторону Земли.

Верхний левый кадр: смоделированное изображение Стрелец А* на частоте 86 ГГц. Верхний правый кадр: смоделированное изображение Стрелец А* на частоте 86 ГГц с эффектов рассеяние. Нижний левый кадр: «отфильтрованное» изображение Стрелец А* с убранным эффектом рассеяния. Источник: S. Issaoun, M. Mościbrodzka, Radboud University/ M. D. Johnson, CfA

Также астрономы сумели измерить эффект рассеяния света, размывающего и искажающего изображение Стрельца А*. Исследователи пришли к выводу, что он не должен помешать реализации проекта Event Horizons, в рамках которого должны быть получены снимки окрестностей черной дыры на частоте 230 ГГц.

По материалам: https://www.ru.nl