Астрономы определили период вращения Сатурна

Новости астрономии, астрофизики и космологии

За какое время Сатурн совершает один оборот вокруг своей оси? Это не такой уж простой вопрос. Поскольку планета представляет собой газовый шар, у нее нет твердой поверхности с четкими ориентирами, которые можно было бы взять за исходную точку для измерений периода вращения. Поэтому астрономы решили использовать для этих целей флуктуации магнитного поля газового гиганта.

Сатурн во время равноденствия. Источник: NASA/JPL/Space Science Institute

Анализ данных, собранных во время визитов к «окольцованному гиганту» зондов Voyager, показал, что период его вращения составляет 10 часов 39 минут и 23 секунды. Однако астрономы не были уверены в точности этой цифры. После того, как аппарат Cassini вышел на орбиту вокруг Сатурна, были проведены новые, более точные измерения. Однако они не принесли желаемого результата: в зависимости от момента замера период вращения составлял от 10 часов 36 минут до 10 часов 48 минут. Более подробный анализ полученных данных показал, что ось магнитного поля планеты практически идеально совпадает с ее осью вращения. А значит, этот метод не годится для точного определения длительности сатурнианских суток.

Команда американских астрономов решила прибегнуть к иному способу. Для этого они воспользовались результатами наблюдений Cassini за кольцами Сатурна. Как известно, гравитационное поле шестой планеты Солнечной системы неоднородно. Частицы ее колец реагируют на эти отклонения и постепенно накапливают энергию. Это приводит к образованию видимых «волн» в определенных частях колец. Сами исследователи образно сравнивают этот эффект с «естественным сейсмометром».

Волны в кольцах Сатурна. Источник: ASA/JPL-Caltech/Space Science Institute

Проанализировав данные о наблюдаемых резонансах в сатурнианских кольцах, ученые построили новую модель вращения внутренней части газового гиганта. Она показала, что планета совершает один оборот вокруг своей оси за 10 часов 33 минуты и 18 секунд. На данный момент это самая точная оценка периода вращения Сатурна.