Астроэнтузиасты помогли найти экзопланету в зоне обитаемости

Новости астрономии, астрофизики и космологии

В 2017 г. космический телескоп Kepler выполнил серию наблюдений звездной системы K2-288, расположенной на расстоянии 226 световых лет в созвездии Тельца. Она состоит из пары красных карликов, удаленных друг от друга примерно на 55 а. е. (8,2 млрд км). Более крупный компонент системы весит вдвое меньше Солнца. Масса второго светила составляет примерно одну треть массы нашей звезды.

В ходе анализа полученных данных астрономы нашли признаки периодических изменений блеска меньшего компонента системы. Они соответствовали транзиту планетоподобного спутника с периодом обращения в 31,3 дня. Объект получил обозначение K2-288Bb. Но дело в том, что Kepler смог увидеть лишь два его транзита, а согласно существующим правилам, чтобы заявить о находке экзопланетного кандидата, требуются данные как минимум о трех таких событиях.

Обнаружение экзопланеты с помощью транзитного метода. Источник: NASA

Решение проблемы крылось в особенностях ранних версий программного обеспечения, использовавшегося для анализа данных обсерватории Kepler. Оно не учитывало первые несколько дней наблюдений, в которых и «скрывался» недостающий транзит K2-288Bb.

Повторно обработанные данные, в том числе включавшие и наблюдения системы K2-288, были выложены в открытом доступе на сайте Exoplanet Explorers. Суть проекта заключается в том, что любой желающий может проанализировать результаты, полученные космическим телескопоми попытаться найти новую экзопланету.

Экзопланета K2-288Bb в представлении художника. Источник: NASA’s Goddard Space Flight Center/Francis Reddy

Вскоре группа астроэнтузиастов обнаружила следы третьего транзита K2-288Bb. Сообщение об этом привлекло внимание команды американских астрономов. После повторного изучения результатов миссии Kepler, а также анализа данных, собранных телескопами Spitzer, Gaia и обсерваторией Keck на Гавайских островах, исследователи подтвердили факт существования экзопланеты.

K2-288Bb оказалась очень любопытным телом. Ее диаметр в 1,9 раза превышает диаметр Земли. Экзопланеты подобных размеров встречаются крайне редко. Астрономы даже ввели термин «разрыв Фултона» для обозначения нехватки объектов, диаметр которых в 1,5-2 раза превышает земной. Считается, что он обозначает границу между крупными каменистыми телами (т.н. «суперземлями») и малыми газовыми гигантами (т.н. «мини-нептунами»).

Данные о соотношении размеров экзопланет, демонстрирующие разрыв Фултона. Источник: Fulton et al. (2017)

Также стоит отметить, что орбита K2-288Bb пролегает в зоне обитаемости. Это означает, что планета получает достаточное количество тепла, чтобы на ее поверхности (или поверхности ее спутников) могла существовать вода в жидком виде.

Источник: https://www.jpl.nasa.gov