VLT получил наиболее детальные изображения звезды R Водолея

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Недавно мы уже рассказывали про звездную систему R Водолея, расположенную на расстоянии около 700 световых лет Солнца. Она является ближайшей к нам симбиотической переменной, состоящей из холодного красного гиганта и горячего белого карлика.В то время как большинство звезд в двойных системах грациозно вальсирует друг с другом под действием сил гравитации, отношения компонентов R Водолея значительно менее умиротворенные. Более массивный из них относится к переменным типа Миры Кита (миридам). Эти звезды под конец жизни начинают пульсировать. Когда их внешние оболочки расширяются и улетают в межзвездную пустоту, они становятся в тысячу раз ярче Солнца.

«Предсмертные конвульсии» огромной звезды уже сами по себе грандиозны по масштабу, но влияние ее компаньона превращает их в действительно драматический космический спектакль. Несмотря на свои скромные размеры, белый карлик постоянно срывает оболочку с завершающего свой жизненный путь красного гиганта. Процесс сопровождается активным выбросом вещества в окружающее пространство. Снимки земных обсерваторий демонстрируют формируемые гигантом джеты, а также множество окружающих его тонких структур.

Время от времени на поверхности белого карлика собирается достаточно вещества, чтобы началась термоядерная вспышка новой звезды — впечатляющее событие, в процессе которого в пространство выбрасывается огромное количество энергии и материи. Остатки происходивших в прошлом вспышек видны на снимках, как окружающая R Водолея протяженная газовая туманность.

Сравнение снимков R Водолея, сделанных телескопом Hubble и VLT. Источник: ESO/Schmid et al./NASA/ESA

Благодаря сравнительной близости к Солнечной системе, R Водолея пользуется повышенным вниманием со стороны научного сообщества. А съемка тонких структур системы давно стала одним из популярных способов тестирования новой астрономической техники. Недавно сотрудники Европейской южной обсерватории (ESO) сфотографировали эту звезду при помощи поляриметра ZIMPOL (Zurich IMaging POLarimeter). Он является одним из компонентов приемника SPHERE, смонтированного на Очень Большом телескопе (VLT).

Изображение R Водолея, полученное VLT при помощи приемника SPHERE. Источник: ESO/Schmid et al.

Результаты съемки превзошли все ожидания. Инструменту удалось получить более четкие фотографии, чем те, которые ранее сделал космический телескоп Hubble. Таким образом, SPHERE успешно продемонстрировал свою многофункциональность, хотя его основное предназначение и заключается в получении прямых изображений экзопланет, он также может использоваться для съемки других объектов глубокого космоса.