VLT получил новую систему адаптивной оптики

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Специалисты Европейской Южной обсерватории (ESO) смонтировали и успешно протестировали новый адаптивно-оптический модуль NAOMI (New Adaptive Optics Module for Interferometry), который предназначен для повышения чувствительности и качества изображений, получаемых Очень большим телескопом ESO в режиме VLTI.

Концепция режима VLTI. Источник: ESO/L. Calçada

Режим VLTI (Very Large Telescope Interferometer) предполагает объединение световых потоков от двух до четырех вспомогательных или основных телескопов VLT в единый виртуальный телескоп с эффективной апертурой до 130 м, что позволяет добиться невероятно высокого оптического разрешения. Используя режим VLTI, астрономы могут детально изучать поверхности звезд, активные ядра галактик, молодые светила и множество других астрономических объектов.

NAOMI установлен на всех четырех 1,8-метровых вспомогательных телескопах VLT. Ранее они были оснащены менее сложной и совершенной системой STRAP (System for Tip/tilt Removal with Avalanche Photodiodes). Она позволяла регистрировать эффекты атмосферной турбулентности и исправляла их за счет быстрых изменений положения управляющего зеркала. При хороших погодных условиях система давала удовлетворительные результаты, но когда условия были неблагоприятными, качество фотографий значительно снижалось.

Новая оптическая система позволит существенно повысить качество изображений в режиме VLTI. По словам специалистов, разработка NAOMI была исключительно сложным, с технической точки зрения, предприятием. Блоки модуля должны собирать свет и направлять его в оптические волокна шириной всего в несколько микрон, что на порядок меньше толщины человеческого волоса. Основным компонентом модуля является деформируемое зеркало, изготовленное фирмой ALPAO. Его форма изменяется с частотой 500 раз в секунду, что позволяет почти полностью компенсировать влияние атмосферной турбулентности на получаемые изображения.

Число научных статей, ежегодно публикуемых по результатам работы различных обсерваторий. Источник: ESO

NAOMI позволит дополнительно увеличить эффективность работы VLT, который и без того является одним из самых продуктивных наземных комплексов телескопов. На данный момент количество статей, публикуемых по результатам работы этого инструмента, лишь немного уступает орбитальной обсерватории Hubble и Национальной радиоастрономической обсерватории США (NRAO).