Миссия на обратную сторону Луны готова к запуску

Космические технологии

Сегодня вечером с космодрома Сичан на юго-западе Китая стартует ракета «Чанчжэн-3B». Она отправит к Луне автоматический разведчик «Чанъэ-4», который должен стать первым в истории аппаратом, совершим мягкую посадку на ее обратной стороне.

Запуск ракеты ракета «Чанчжэн-3B с космодрома Сичан. Источник: Xinhua

Изначально «Чанъэ-4» планировали отправить к Луне еще в 2015 г. Однако из-за ряда задержек и внесения изменений в дизайн аппарата дата запуска сдвинулась на три года. Предполагается, что посадочный модуль прилунится в южной части кратера Кáрман, расположенного на территории Бассейна Южный полюс-Эйткен — крупнейшей подтвержденной лунной ударной формации.

«Чанъэ-4» будет поддерживать связь с Землей при помощи специального спутника-ретранслятора «Цюэцяо», выведенного на гало-орбиту в районе точке Лагранжа L2 системы «Земля-Луна» в мае текущего года. В качестве попутного груза вместе с ним была запущена пара микроспутников «Лунцзян», построенных учеными из Харбинского политехнического университета. Один из аппаратов так и не добрался до Луны, но второй успешно вышел на окололунную орбиту. Благодаря открытому протоколу дистанционного управления радиолюбители неоднократно принимали его телеметрию и даже сумели получить несколько сделанных спутником снимков Земли и Луны.

Концепт спутника-ретранслятора «Цюэцяо». Источник: CASC

«Чанъэ-4» состоит из двух частей: 425-килограммового орбитального отсека и 1,2-тонной посадочной платформы, несущей 140-килограммовый луноход. Научная «начинка» платформы включает в себя несколько камер, спектрометр и дозиметр. Также на ее борту имеется герметичный трехкилограммовый цилиндр с искусственным освещением. В него поместят семена картофеля и яйца насекомых (включая шелкопрядов). Идея заключается в том, чтобы проверить, смогут ли в таких условиях прорасти семена и развиться насекомые. Если все пойдет хорошо, шелкопряды начнут вырабатывать углекислый газ, а картофель — выделять кислород в ходе фотосинтеза. Ученые будут следить за миниатюрной экосистемой с помощью установленных внутри цилиндра камер.

Луноход «Чанъэ-4» построен на основе запасного ровера миссии «Чанъэ-3» («Юйту»), севшей на Луну в декабре 2013 г. Его длина составляет 1,5 м, ширина — 1 м, высота — 1,1 м. Мобильная лаборатория снабжена шестью колесами и парой складывающихся солнечных панелей. Ее научный инструментарий состоит из камеры, спектрометра, прибора для изучения солнечного ветра и радара для зондирования лунных недр.

Окно для запуска «Чанъэ-4» откроется сегодня в 18:15 по всемирному времени (20:15 по Киеву). Китайские специалисты пока не назвали планируемую дату посадки на Луну. По неофициальным данным, она может произойти 3 января 2019 г.

По материалам: https://gbtimes.com