Европейский исследователь экзопланет запустят осенью 2019 г.

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Европейское космическое агентство (ESA) назвало дату запуска спутника CHEOPS (CHaracterising ExOPlanets Satellite), предназначенного для изучения экзопланет. Он отправится в космос в период между 14 октября и 15 ноября 2019 г. с космодрома Куру во Французской Гвиане с помощью российской ракеты «Союз-СТ».

Телескоп CHEOPS в представлении художника. Источник: ESA / ATG medialab

CHEOPS будет выведен на солнечно-синхронную орбиту высотой 700 км. В отличие от телескопа TESS, чьей главной задачей является поиск новых экзопланет, европейский аппарат сконцентрируется на изучении уже открытых планетоподобных спутников других звезд. Его цель — точное измерение радиусов экзопланет, массы которых уже определены посредством наземных спектрометрических наблюдений. Новый инструмент сосредоточится на телах, имеющих массы в диапазоне от Земли до Нептуна.

Чтобы определить радиусы экзопланет, телескоп будет с высокой точностью измерять блеск их родительских светил во время транзитов. Зная размер и массу, ученые смогут вычислить среднюю плотность объектов. Это, в свою очередь, позволит определить, является ли они каменными телами вроде нашей Земли, или же в их составе превалируют газы, и они напоминают Юпитер или Нептун.

По меркам космических телескопов CHEOPS невелик: он весит 58 кг (без учета топлива) и имеет размеры 1,5×1,5×1,5 м. Диаметр его зеркала равен 32 см. Общий бюджет миссии составляет 50 миллионов евро. 20 миллионов были выделены ESA, остальные 30 — Швейцарией. CHEOPS станет первой европейской научной миссией класса S (сокращенно от «small», т.е. «малый»).

Впрочем, несмотря на скромную по сравнению с «коллегами» стоимость, возможностей СHEOPS будет вполне достаточно, чтобы собрать множество данных. Они помогут астрономам лучше понять, как формируются планетные системы и как происходит их эволюция. Ожидается, что европейский исследователь экзопланет проработает как минимум 3,5 года.

По материалам: https://www.esa.int