TESS обнаружил газовый гигант у стареющей звезды

Анализ данных, собранных космическим телескопом TESS (Transiting Exoplanet Survey Satellite), привел к обнаружению новой экзопланеты. Команда исследователей объявила об открытии газового гиганта, обращающегося вокруг звезды HD 1397, расположенной на расстоянии 255 световых лет от Солнца.

Экзопланета в представлении художника. Источник: NASA

Возраст HD 1397 оценивается в 4,7 млрд лет. Это светило является ровесником Солнца и некогда напоминало его. Но из-за того, что его масса больше солнечной, оно быстрее исчерпало запасы водородного термоядерного горючего и начало превращение в красного гиганта. При нынешней массе на 30% выше солнечной его диаметр уже превосходит соответствующий показатель нашей звезды в 2,3 раза.

TESS удалось обнаружить периодические изменения блеска HD 1397, свидетельствующие о том, что вокруг звезды обращается как минимум одна экзопланета. Она представляет собой газовый гигант, орбита которого проходит на расстоянии 0,1 а.е. от светила. На один оборот ему требуется 11,5 дней. По оценкам астрономов, равновесная температура поверхности этого объекта составляет около 1000°C. Показатель эксцентриситета его орбиты составляет 0,21.

Стоит отметить, что при практически одинаковых размерах с Юпитером масса новой планеты составляет всего 33% юпитерианской. По всей видимости, ее атмосфера «раздулась» под действием мощного излучения звезды. В недалеком будущем экзопланета обречена на гибель: по мере превращения в красного гиганта HD 1397 будет постепенно увеличиваться в диаметре, пока, наконец, не поглотит свой спутник.

По материалам: https://arxiv.org