№7 (167) 2018

Купить журнал

Астероиды: каменная летопись Солнечной Системы

Владимир Решетник

Из всех классов небесных тел, относящихся к «ближнему космосу» (т.е. гравитационно связанных с Солнцем), астероиды были открыты последними — об их существовании человечество узнало 1 января 1801 г., когда Джузеппе Пиацци (Giuseppe Piazzi) случайно обнаружил Цереру. Сейчас, на фоне грандиозных открытий темной материи, галактических сверхскоплений и гравитационных волн, эти скромные «небесные камни» могут показаться чем-то второстепенным для науки. Тем не менее, в последнее время они привлекают все больше внимания специалистов: астероиды активно исследуют с помощью наземных телескопов, запускают к ним все больше космических аппаратов… Что же вызвало такой повышенный интерес и оправданы ли средства, расходуемые на организацию сложных межпланетных миссий?

№7, 2018, с. 4

Рюгу: новая цель японского «Сокола»

Владимир Манько

В 1970 г. Япония стала четвертым членом «космического клуба», запустив собственный искусственный спутник Земли. С тех пор эта страна последовательно реализует собственную космическую программу и участвует во многих международных проектах. Однако направлением, на котором японские специалисты достигли действительно значимых успехов, стали исследования астероидов. В августе 2018 г. в рамках XXX Генеральной ассамблеи Международного астрономического союза представители редакции нашего журнала имели возможность побеседовать с одним из организаторов миссии «Хаябуса-2», главной задачей которой является доставка на Землю образцов вещества астероида Рюгу.

№7, 2018, с. 16

Жизнь на Марсе: прошлое, настоящее, будущее

Кирилл Размыслович

Вопрос «Есть ли жизнь на Марсе?» стал чем-то вроде Святого Грааля современной науки — такое впечатление, что ответ на него ищут все, но с одинаковой мерой безуспешности. В XIX веке астрономы пристально изучали Красную планету с помощью телескопов, пытаясь разглядеть неуловимые «каналы», свидетельствующие о присутствии там высокоразвитой цивилизации. В XX веке ученые рассматривали первые фотографии марсианской поверхности, переданные космическими аппаратами, выискивая хоть какие-то видимые признаки жизни, а в XXI веке пришел черед анализа данных, собранных марсоходами… Однако следует признать, что четкого ответа на этот вопрос ученые до сих пор не имеют.

№7, 2018, с. 26