Фото дня: Чрезвычайно большая астрономия

Новости астрономии, астрофизики и космологии Фото космоса

2020-е годы станут началом эры сверхбольших инструментов, способных произвести революцию в наших представлениях о Вселенной. Одним из них станет Чрезвычайно большой телескоп Европейской Южной обсерватории (ELT ESO). Его строительство уже началось на вершине чилийской горы Серро Армазонес. Представленное фото демонстрирует фундамент будущей гигантской обсерватории. На нем мы видим паутину строительных коммуникаций и различного оборудования.

Фундамент Чрезвычайно Большого Телескопа ESO (ELT). Источник: G. Hüdepohl/ESO

После ввода в строй ELT сможет собирать в 200 с лишним раз больше света, чем знаменитый космический телескоп Hubble. Его сердцем станет не имеющее аналогов 39-метровое главное зеркало, состоящее из 798 индивидуальных шестиугольных сегментов. Для сравнения: среди всех функционирующих сейчас обсерваторий ESO наибольшими зеркалами обладают четыре «юнита» Очень большого телескопа (VLT). Диаметр каждого из них составляет 8,2 м. Но по сравнению с главным зеркалом ELT они будут выглядеть весьма скромно.

При выборе места для размещения нового телескопа ученые исходили из таких факторов, как низкая влажность, полное отсутствие светового загрязнения, а также как можно большая высота над уровнем моря. Все это необходимо для высокоточных астрономических исследований. Именно поэтому было решено построить ELT в чилийской пустыне Атакама. Она является одним из наиболее засушливых мест на Земле. Благодаря экстремальному климату ее часто сравнивают с Марсом.

Но, помимо подходящих климатических условий, телескопу нужна была и достаточно большая площадка для его гигантского фундамента. Поскольку природа не предусмотрела такого места, людям пришлось его создать. Чтобы заложить фундамент ELT, рабочим пришлось в буквальном смысле срезать верхушку горы Серро Армазонес. В результате ее высота уменьшилась на 18 м.