Главная Новости Chandra изучил самый молодой пульсар Млечного пути

Chandra изучил самый молодой пульсар Млечного пути

Астрономия

Используя данные, собранные рентгеновской обсерваторией Chandra, астрономы подтвердили, что объект Kes 75, расположенный на расстоянии 19 тыс. световых лет от Солнца в направлении созвездия Орла, является самым молодым известным пульсаром нашей Галактики.

Комбинированное изображение Kes 75, собранное из данных в видимом и рентгеновском диапазонах. Источник: NASA/CXC/NCSU/S. Reynolds; Optical: PanSTARRS

Пульсар — это быстро вращающаяся нейтронная звезда с мощным магнитным полем, чье излучение регистрируется на Земле в виде периодических всплесков (импульсов). Такие объекты формируются в результате коллапса ядер сверхмассивных звезд. Чем моложе пульсар — тем короче его период вращения и тем сильнее генерируемое им магнитное поле.

Kes 75 окружен туманностью, состоящей из материи, выброшенной во время вспышки сверхновой. Сравнив данные, собранные телескопом Chandra во время наблюдений в 2000, 2006, 2009 и 2016 гг., исследователи подсчитали, что внешний край туманности удаляется от пульсара со скоростью 1000 км/c. По мнению астрономов, такое стремительное расширение связано с низкой плотностью вещества в окрестностях объекта. Также процессу «разгона» материи может способствовать образовавшийся во время взрыва Сверхновой радиоактивный никель. Если последнее предположение подтвердится, это даст ученым новые подсказки как о процессах, происходящих внутри взрывающихся звезд, так и о синтезируемых ими тяжелых элементах.

Скорость расширения туманности также помогла астрономам определить возраст пульсара. По их подсчетам, его вспышка должна была наблюдаться примерно 500 лет тому назад — во времена первого кругосветного путешествия Магеллана. Летописи и иные исторические источники не содержат никаких упоминаний о появлении на небе в указанное время новых звезд. Это значит, что сверхновая не наблюдалась с Земли. Скорее всего, ее свет заблокировали плотные газово-пылевые облака, расположенные между Солнечной системой и Kes 75.