Жемчужины октябрьского неба (часть 2)

Михаил Лашко
Научный сотрудник Киевского университета им. Гринченко, председатель правления Киевского клуба любителей астрономии «Астрополис»

Первая половина октября 2018 г. оказалась исключительно благоприятной для астрономических наблюдений: ясные ночи подарили возможность увидеть множество достопримечательностей осеннего неба и насладиться их красотой. Остается надеяться, что и вторая половина месяца окажется не менее благосклонной к астрономам.

Октябрьское ночное небо. Источник: Ryan Hallock via Flickr

Уже вечером 18 октября с территории Украины можно будет увидеть Марс менее чем в 2° от Луны (яркость Красной планеты окажется чуть ниже -1m). А 21 октября около 3 часов ночи по киевскому времени наш естественный спутник пройдет в 3° южнее Нептуна.

В ночь с 21 на 22 октября нас ожидает максимум сравнительно слабого метеорного потока Ориониды, связанного с известной кометой Галлея (1P/Halley). Его интенсивность предположительно достигнет 20-25 метеоров в час.

24 октября Уран вступит в противостояние с Солнцем. Блеск его в это время будет соответствовать звезде 5,8m — это значит, что в местах с темным небом его удастся разглядеть невооруженным глазом. Угловой диаметр планеты составит 3,75 угловых секунды. Вечером того же дня в 5° южнее планеты окажется полная Луна.

29 октября произойдет соединение Меркурия с Юпитером, которые сблизятся на небе до расстояния чуть больше 3°. В конце месяца планеты будут появляться по вечерам невысоко над юго-западным горизонтом (продолжительность видимости Меркурия до момента его захода не превысит получаса).

Созвездие Персея и его окрестности. Источник: wikimedia.org

Немало интересных объектов глубокого космоса скрывает созвездие Персея, посвященное известному античному герою (оно расположено северо-восточнее Андромеды, на фоне слабой полосы Млечного Пути). Настоящим его украшением являются рассеянные скопления NGC 869 (h Персея) и NGC 884 (χ Персея), известные еще с глубокой древности, когда их считали самостоятельными «туманными звездами». Они расположены посередине воображаемой линии между звездами δ (дельта) Кассиопеи и η (эта) Персея и смотрятся красиво с помощью любой оптики: в бинокль видны оба «звездных роя» одновременно, а телескоп позволит подробно рассмотреть каждый в отдельности. Крупные инструменты показывают великолепные сгустки слабых звезд в центре скоплений. Каталоги сообщают, что NGC 869 содержит 350 звезд 7,5-15m, а NGC 884 — 300 (их общий блеск соответственно равен 3,7 и 3,8m). Эти объекты очень молоды по вселенским меркам: их возраст не превышает 13 млн лет.

Двойное рассеянное скопление h-χ Персея. Источник: Neil Fleming

В 1,5° к востоку от центра NGC 884 находится слабое скопление NGC 957. Хоть оно и содержит всего несколько десятков светил, в небольшой телескоп здесь видна только двойная звезда 8,5m и 10m с расстоянием между компонентами 24″. Остальные звезды различимы лишь в телескоп диаметром от 200 мм.

Второй «изюминкой» созвездия Персея можно назвать рассеянное скопление M34 (5,2m; угловой размер 35 минут). Первым его обнаружил и занес в свой каталог еще Джованни Годиерна (Giovanni Hodierna) в 1654 г., а в каталог Мессье этот объект попал спустя 110 лет! Скопление содержит около сотни звезд, разбросанных на площади, превышающей диск полной Луны. Его разреженную периферию можно проследить на расстоянии до 22′ от центра. Расстояние до этого объекта оценивают в 1400 световых лет, возраст — около 180 млн лет. Его звезды принадлежат к ранним спектральным классам, поэтому общий фон скопления голубоватый. Оно кажется погруженным в слабую туманность — это свет остальных входящих в его состав звезд, находящихся за пределами возможностей инструмента. 150-миллиметровый рефлектор позволяет увидеть примерно полсотни светил с незначительной концентрацией к центру. Многие из них образуют двойные системы. Наблюдать M34 лучше всего в крупный бинокль или в телескоп при небольшом увеличении. При хорошей прозрачности неба его можно обнаружить невооруженным глазом между β Персея (Алголь) и γ Андромеды (Аламак) на окраине полосы Млечного Пути.

В 3,7° к югу от M34 и в 5° к западу от звезды ρ (ро) Персея находится сравнительно яркая галактика NGC 1023 (9,3m; 8,8×3′), доступная даже 80-миллиметровому рефрактору. 150-миллиметровый интсрумент при темном небе позволит различить ее форму (напоминающую двояковыпуклую линзу) и звездообразное ядро. Изучая вращение NGC 1023, ученые рассчитали, что в ее центре должны находиться сверхмассивные черные дыры массой от 40 до 60 млн солнечных — в противном случае галактику бы разорвало центробежными силами.

NGC 1023 является самым ярким членом близкой к нам группы галактик Аll 426, содержащей тысячи звездных систем с блеском до 22m, сосредоточенных в объеме ~16×10 млн световых лет. Ближайшие из них расположены на расстоянии 250 млн световых лет.

Галактика NGC 1275 (11,7m) — центральная и доминирующая в упомянутом выше скоплении. Она поглощает вещество другой падающей на нее галактики, «подпитывая», таким образом сверхмассивную черную дыру в своем ядре (которая превышает по массе Солнце примерно в 340 млн раз). Размер NGC 1275 — более 100 тыс. световых лет, а расстояние до нее — около 230 млн световых лет. Она относится к классу сейфертовских галактик, являясь одновременно радиоисточником Персей А и рентгеновским источником Персей Х-1. 250-миллиметровый телескоп позволит заметить поблизости несколько слабых звездных систем: NGC 1272 (11,7m), 1273 (13,2m), 1274 (14m), 1277 (13,4m), 1278 (12,4m) и 1281 (13,3m).

Фотография сейфертовской галактики NGC 1275, сделанная космическим телескопом Hubble. Источник: NASA, ESA, and the Hubble Heritage (STScI/AURA)-ESA/Hubble Collaboration

Переместимся теперь к центру созвездия Персея — звезде Мирфак (α Персея, 1,7m). На зимнем небе она не выделяется своей яркостью из-за обилия других, более заметных светил. Невооруженным взглядом можно заметить, что ее окружает множество слабых звезд примерно одинакового блеска. На цветных фотографиях они имеют голубоватый оттенок, псокольку принадлежат к спектральным классам В5-В7. Это центральная часть разреженного рассеянного скопления Меlotte 20 (2,3m; 300′). По космическим масштабам оно расположено недалеко от нас (около 550 световых лет) и насчитывает около 50 звезд со средним возрастом 50 млн лет.

Несколько интересных объектов видно в окрестностях звезды λ (лямбда) Персея, находящейся в северо-восточной части созвездия. В 1° к юго-востоку от нее можно отыскать рассеянное скопление NGC 1513 (8,4m; 12′). Еще одно, более эффектное скопление NGC 1528 (6,2m; 25′), расположилось неподалеку.

Рассеянное скопление NGC 1528. Источник: David Ritter

В 2° к западу от NGC 1528 находится относительно яркая туманность NGC 1491. Визуально в 250-миллиметровый рефлектор видна только ее наиболее яркая часть, боковым зрением можно заметить и ее форму. В 3,1° к востоку от нее можно попытаться разглядеть слабую туманность NGC 1624 (10,4m; 5′), окружающую небольшое рассеянное скопление. С помощью телескопа средних размеров в этом месте видна компактная группа из шести звезд, окруженных туманным свечением вытянутой формы.

Туманность NGC 1491. Источник: Adam Block/Mount Lemmon SkyCenter/University of Arizona

В созвездии Персея имеются и настоящие туманности, состоящие из межзвездного газа и пыли. Возле звезды ξ (кси Персея) находится большая диффузная туманность NGC 1499 «Калифорния» (160×40′). В каталогах обычно приводятся оценки ее блеска порядка 4m, на самом же деле это значение относится к близлежащей звезде 4 Персея, своим излучением заставляющей светиться это гигантское облако газа. Несмотря на относительно большую яркость, «Калифорния» — весьма сложный объект для наблюдений. Чтобы ее обнаружить туманность, необходимо полное отсутствие засветки и по возможности светосильный инструмент. Фотографически туманность регистрируется без проблем, а для визуальных наблюдений рекомендуется применять фильтр, пропускающий только водородную спектральную линию Hβ.

К юго-западу от звезды 4 Персея расположились две компактные планетарные туманности IC 351 (11,6m; 8×6″) и IC 2003 (11,4m; 7″). В 150-миллиметровый телескоп они выглядят почти одинаково — как крохотные зеленоватые диски равномерной яркости, различимые только при увеличении не менее сотни крат. Для их поиска нужно использовать подробную звездную карту.

В окрестностях звезды ο (омикрон) Персея находится рассеянное скопление IC 348 (7,4m; 8′), погруженное в туманность, которая едва заметна визуально.

Еще одна туманность, окружающая звездное скопление, находится неподалеку, вблизи границы созвездий Персея, Тельца и Овна. Это NGC 1333 (11,5m; 10×8′). Она содержит звезду 10,6m и видна только на очень темном незасвеченном небе.

В западной части созвездия, у границы с Андромедой, несложно найти звезду φ (фи) Персея. Она послужит отправной точкой для поисков туманности M76 (9,8m; 2,7×1,8′). Эта планетарная туманность является слабейшим объектом каталога Мессье: в большинстве источников приводится значение ее блеска 11,2m. Дело в том, что значительная часть ее видимого излучения приходится на линию трижды ионизированного кислорода OIII. Кроме того, при фотографических обзорах неба (по которым и производят оценки блеска), как правило, используют светофильтры, которые поглощают основную часть света, идущего от туманности. При наблюдениях в бинокль с диаметром объектива 70-80 мм некоторые любители оценивают ее блеск в 9,5-10m. Учитывая небольшие размеры M76, ее поверхностная яркость оказывается достаточно высокой, что делает ее вполне доступным для небольших телескопов объектом.

Планетарная туманность М76 — самый маленький и слабый объект каталога Мессье — имеет неофициальное название «Маленькая Гантель». Представленный снимок сделан с помощью телескопа обсерватории Университета Ливерпуля. Источник: Göran Nilsson, Wim van Berlo & The Liverpool Telescope

М76 была признана планетарной туманностью в 1918 г. астрономом Хебером Доустом Кертисом (Heber Doust Curtis). Однако он был не первым, кто высказывал такие предположения: еще в 1891 г. британский инженер Айзек Робертс (Isaac Roberts) написал, что M76 может быть похожей на туманность «Кольцо» (M57), видимую не вдоль оси, а сбоку. Сейчас ее классифицируют как биполярную планетарную туманность (BPNe).

M76 имеет очень сложное строение, отчетливо видимое только на подробных фотографиях. В ней можно различить несколько пространственных структур: два ярких конуса, выходящих из одной точки (поперечником 65″), почти прямоугольная составляющая (87×42″) и перпендикулярные ей слабые дугообразные выбросы (до 157″). Вдобавок ее основная часть окружена чрезвычайно слабым ореолом диаметром не менее 290″. Он представляет собой рассеявшийся в пространстве звездный ветер, который испускался красным гигантом перед вспышкой. Как известно, планетарные туманности образуются после того, как внешняя оболочка звезды отделится от ядра. Этот процесс сопровождается вспышкой Новой. Всего за несколько тысяч лет туманность рассеивается в пространстве, а на ее месте остается лишь медленно остывающий белый карлик.

Расстояние до М76 точно не определено, разброс данных тут очень велик — от 1700 до 15 тыс. световых лет. Наиболее вероятное значение — порядка 8 тыс. световых лет. Белый карлик в ее центре имеет температуру поверхности около 16 тыс. кельвинов, но из-за небольших размеров его светимость гораздо меньше, чем у Солнца.

Под созвездием Андромеды находится небольшое созвездие Треугольника, состоящее из звезд третьей и четвертой величины. Это созвездие богато галактиками: даже таких, которые доступны среднему телескопу, там около 30. Главной достопримечательностью здесь является Туманность Треугольника М33. Первым ее нашел уже упомянутый Джованни Годиерна в 1654 г., а через 110 лет ее «переоткрыл» Шарль Мессье.

Созвездие Треугольника и его окрестности. Источник: wikimedia.org

M33 — спиральная галактика, видимая «плашмя». Честь открытия ее спиральной структуры принадлежит английскому астроному и телескопостроителю Вильяму Парсонсу (William Parsons), известному также как лорд Росс. Он в 1845 г. самостоятельно изготовил 1,82-метровый телескоп с металлическим зеркалом с фокусным расстоянием 18 м. До 1917 г. этот телескоп оставался крупнейшим в мире.

В 1922-23 гг. в спиральных рукавах M33 были открыты переменные звезды — цефеиды. Позже, сопоставив их видимый блеск с абсолютным (вычисленным по периоду переменности), Эдвин Хаббл выяснил, что эта галактика принадлежит к Местной группе и, возможно, является спутником Туманности Андромеды. Расстояние до нее оценивается в пределах 2,3-3 млн. световых лет.

На исключительно чистом и темном небе M33 видна даже невооруженным глазом как туманное пятно в 4° к западу от α Треугольника. Хотя ее интегральный блеск близок к 6m, он распределен по значительной площади, поэтому поверхностная яркость этой галактики невелика, и в условиях интенсивной городской засветки ее поиски могут оказаться безрезультатными даже с достаточно крупными инструментами. За городом в небольшие телескопы она видна как диффузное пятно с повышением яркости к центру. 200-миллиметровый телескоп покажет S-образные спиральные ветви и наиболее яркие сгустки в них (представляющие собой гигантские области звездообразования), а также многочисленные звезды Млечного Пути, проецирующиеся на M33.

Остальные галактики созвездия Треугольника слабы, и для их поиска потребуются крупные инструменты. Из наиболее ярких можно порекомендовать NGC 672 (10,9m; 7,2×2,6′) и NGC 925 (10,0m; 10,5×5,9′). Первая находится в 2,4° юго-западнее звезды α Треугольника, вторая — в 2° восточнее звезды γ. Поскольку обе они обладают небольшой поверхностной яркостью, для их наблюдений необходимо темное и прозрачное небо.