Главная Новости VLT ESO обнаружил невидимое свечение Вселенной

VLT ESO обнаружил невидимое свечение Вселенной

Астрономия

Благодаря спектрографу MUSE, установленному на Очень большом телескопе (VLT ESO), астрономы сумели обнаружить слабое свечение неба в линии Лайман-альфа, которое осталось от гигантских облаков атомарного водорода, некогда окружавших галактики в ранней Вселенной.

Открытие было сделано благодаря изучению участка неба в созвездии Печи, известного как Hubble Ultra Deep Field (HUDF). В 2004 г. орбитальный телескоп Hubble в течение 270 часов наблюдал эту темную, казалось бы, полностью лишенную каких-либо объектов область. В результате ему удалось обнаружить тысячи далеких, ранее неизвестных галактик.

Снимок Hubble Ultra-Deep Field, Источник: NASA, ESA, H. Teplitz and M. Rafelski (IPAC/Caltech), A. Koekemoer (STScI), R. Windhorst (Arizona State University), and Z. Levay (STScI)

Ученые из Потсдамского астрофизического института выполнили новые наблюдения этого участка. В этот раз они использовали спектрограф MUSE. Исключительно высокая чувствительность инструмента позволила выявить, что почти вся наблюдаемая область неба излучает в линии Лайман-альфа. Такое свечение возникает в результате электронных переходов в атомах водорода. В ходе них испускается ультрафиолетовое излучение с длиной волны 122 нм, которое полностью поглощается земной атмосферой. Но в результате красного смещения длины волн электромагнитного излучения, приходящего от очень далеких галактик, увеличивается настолько, что оно переходит в оптический диапазон, а следовательно — может быть зарегистрировано наземными телескопами.

Обнаружение эмиссии Лайман-альфа в области HUDF означает, что астрономам впервые удалось увидеть слабое свечение газовых оболочек вокруг самых ранних галактик. Можно сказать, что все небо освещено невидимым сиянием водорода — первичного «строительного материала» Вселенной. На опубликованных на сайте ESO композитных изображениях это излучение показано голубым цветом. Оно наложено на снимки HUDF, сделанные в видимом свете.

У астрономов уже есть несколько предварительных предположений на тему того, что именно заставляет удаленные водородные облака излучать в линии Лайман-альфа. Но чтобы получить точный ответ, специалистам потребуется провести дополнительные наблюдения.