Найдена экзопланета в зоне обитаемости близкой тройной системы

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Команда исследователей из Флоридского университета объявила об обнаружении экзопланеты в близкой тройной системе. Открытие сделано при помощи метода лучевых скоростей, то-есть  по отклонениям положения линий в спектре светила, которые связаны с изменениями его скорости относительно наземных наблюдателей, вызванными воздействием гравитации невидимого спутника.  Данные были собраны в рамках проекта Dharma Planet Survey, включающего в себя наблюдения за ближайшими к Солнцу звездами.

Речь идет о системе 40 Эридана, расположенной на расстоянии 16 световых лет от Солнца. Ее возраст оценивается в 5,6 млрд лет. Система состоит из трех звезд. Основной компонент — оранжевый карлик, который можно увидеть на земном небе невооруженным глазом. На расстоянии 400 а. е. от него находится пара из белого и красного карлика. Они совершают один оборот вокруг центра масс системы за 8 тыс. лет.

Система 40 Эридана (вид в телескоп). Источник: astrobites.org

Предположительно в прошлом белый карлик был самым массивным компонентом системы. Однако в ходе звездной эволюции он полностью исчерпал запасы водородного термоядерного горючего, превратился в красного гиганта, а затем сбросил в окружающее пространство большую часть своего вещества, оставив после себя остывающее ядро.

Экзопланета в системе 40 Эридана в представлении художника. Источник: Don Davis

Найденная экзопланета обращается вокруг оранжевого карлика. Ее масса оценивается в 8,5 земных, на один оборот вокруг центральной звезды ей требуется 42 дня — это значит, что ее орбита проходит у внутреннего края зоны обитаемости системы. Это означает что планета получает достаточное количество тепла и света, чтобы на ее поверхности, по крайней мере в теории, могла существовать вода в жидком виде.

Мистер Спок из сериала «Звездный путь». Источник: imdb.org

По весьма интересному совпадению, согласно мифологии сериала «Звездный путь», именно вокруг звезды 40 Эридана обращается планета Вулкан, являющаяся родиной мистера Спока. Температура и гравитация на Вулкане выше, чем на Земле, большая часть его поверхности состоит из пустынь и горных хребтов. Получается, что известные на данный момент характеристики реальной экзопланеты в системе 40 Эридана, на удивление неплохо совпадают с вымышленным миром из фантастического сериала.

По материалам https://www.space.com