Галактический дуэт в Волосах Вероники

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Созвездие Волосы Вероники не содержит ярких звезд. Но это не делает его менее интересным для наблюдателей. Именно в этом созвездии находится северный полюс нашей Галактики. Кроме того, оно является «домом» для одноименного галактического скопления, также известного под названием «скопление Кома» (от латинского названия созвездия Coma Berenices).

Галактическое скопление Волосы Вероники. Источник: NASA, ESA, and the Hubble Heritage Team (STScI/AURA).

Эта огромная структура расположена на расстоянии около 320 млн световых лет от Млечного Пути. По оценкам астрономов, ее поперечник достигает 50 млн световых лет. Скопление состоит из более чем тысячи гравитационно-связанных галактик.

Многие из этих галактик являются эллиптическими. В их числе — NGC 4860, которая доминирует на представленном снимке, сделанном космическим телескопом Hubble. Но подобные объекты — далеко не единственные «жители» скопления. В качестве примера можно привести спиральную галактику NGC 4858, видимую в левой части изображения.

NGC 4858 окружена несколькими «узлами» светящейся материи, которые как будто «вытекают» из нее, расширяются и отрываются, изменяя ее общую структуру. Галактика демонстрирует интенсивное звездообразование. Скорее всего, оно вызвано гравитационным взаимодействием с одним из ее соседей. Характерные яркие узлы NGC 4858 в основном состоят из водорода. Их характерный красный цвет обусловлен ионизирующим излучением множества молодых горячих звезд, сравнительно недавно сформировавшихся в «недрах» газово-пылевых облаков.

По материалам: https://www.spacetelescope.org