ALMA «увидел» газово-пылевой диск вокруг крошечной протозвезды

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Благодаря возможностям комплекса радиотелескопов ALMA (Atacama Large Millimeter Array), построенного в чилийских Андах, команда японских астрономов сумела зарегистрировать газово-пылевой диск вокруг очень молодой протозвезды IRAS 15398-3359. По мнению ученых, он может являться зародышем будущей планетной системы. Это означает, что протопланетные диски могут возникать даже на самых ранних стадиях звездной эволюции.

Протозвезда в представлении художника. Источник: ESO/L. Calada.

IRAS 15398-3359 расположена в молекулярном облаке Lupus 1 на расстоянии около 500 светового лет. Протозвезда крайне молода, ее тусклый свет почти не пробивается сквозь окружающие пылевые облака. Проведенные ALMA измерения показали, что масса зарождающегося светила составляет 0,7% солнечной (около 7,3 масс юпитера) — в 11 раз меньше минимально необходимой, чтобы в недрах объекта запустились термоядерные реакции слияния ядер водорода.

Впрочем, по словам японских специалистов, сейчас IRAS 15398-3359 находится в стадии крайне быстрого роста, активно поглощая окружающее вещество. По их расчетам, протозвезда сможет увеличить свою массу на 20% всего за несколько десятков тысяч лет. По космическим меркам это буквально один миг. Что касается окружающего ее диска, его масса оценивается в 10-90% от массы протовезды.

На данный момент ученые не могут предсказать дальнейшую судьбу вещества диска. Пыль, входящая в его состав, может быть унесена звездным ветром или поглощена протозвездой. Но он также может дать начало новой планетной системе.

Что касается самой IRAS 15398-3359, то ее будущее зависит от того, насколько успешно ей удастся нарастить массу. Если она наберет как минимум 8% от массы Солнца, то станет полноценной звездой. Если нет — протозвезда превратится в коричневый карлик, излучающий в основном в инфракрасном диапазоне за счет медленного гравитационного сжатия.

По материалам: https://www.eurekalert.org