ALMA изучил нестабильную галактику из ранней Вселенной

Новости астрономии, астрофизики и космологии

По оценкам ученых, ежегодно в Млечном пути рождается одна новая звезда с массой эквивалентной солнечной. Но во Вселенной имеется множество галактик, намного более активно формирующих новые светила. Они называются галактиками со вспышкой звездообразования. Рождение новых светил в них происходит с исключительно высокой скоростью — в тысячу раз быстрее, чем в Млечном Пути.

Астрономы давно пытаются разобраться в причинах столь высокой активности подобных галактик. Считается, что зачастую она обусловлена последствиями слияния/столкновения. Но многие детали этого процесса все еще остаются неизвестны астрономам.

Команда японских исследователей воспользовалась массивом радиотелескопов ALMA (Atacama Large Millimeter Array), чтобы изучить далекую галактику со вспышкой звездообразования COSMOS-AzTEC-1. Показатель ее красного смещения составляет z = 4,3. Это значит, что ее свет шел к нам 12,4 млрд лет. Мы видим галактику такой, какой она была всего через 1,3 млрд лет после Большого взрыва.

Изображение COSMOS-AzTEC-1, полученное ALMA. Слева показано распределение молекулярного газа, справа — пылевых частиц
ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), Tadaki et al.

COSMOS-AzTEC-1 преподнесла пару сюрпризов. Исследователи обнаружили два хорошо различимых газовых облака, расположенных в нескольких тысячах световых лет от ее ядра. Как правило, в галактиках со вспышками звездообразования активное рождение новых светил происходит в центральных областях. Поэтому астрономов удивила такая удаленность облаков.

Также оказалось, что газ в COSMOS-AzTEC-1 крайне нестабилен. Обычно силы самогравитации, в результате которых происходит коллапс газа, и внутреннее давление газовых облаков сбалансированы по отношению друг к другу. Поэтому новые звезды формируются с относительно постоянной скоростью.

COSMOS-AzTEC-1 в представлении художника. Источник: National Astronomical Observatory of Japan

Но в COSMOS-AzTEC-1 внутреннее давление газовых облаков не может компенсировать его сжатие под действием гравитации. В результате, галактика переживала мощнейшую вспышку звездообразования. По оценкам астрономов, COSMOS-AzTEC-1 должна была израсходовать все свои запасы газа всего за 100 млн лет. Это в 10 раз быстрее, чем другие галактики со вспышками звездообразования.

Причины нестабильности COSMOS-AzTEC-1 пока что неизвестны. Возможно, она была вызвана гравитационным взаимодействием с другой галактикой, уплотнившим газовые облака и спровоцировавшим звездный бум.

По материалам: http://www.almaobservatory.org